Перцепция - это своеобразное отражение вещей и ситуаций действительности. Здесь важную роль играет возраст воспринимающего индивида. Восприятие помогает сформировать целостный образ предмета. В психологии такое явление позволяет узнать, как человек видит ситуацию и какие делает выводы из общения с окружающим миром.

Что такое перцепция?

Восприятие является познавательной функцией, которая помогает в формировании индивидуального восприятия мира. Перцепция - это отражение явления или объекта, это стержневой биологический процесс психики человека. Такая функция приобретается через органы чувств, участвующих в формировании персонализированного целостного образа предмета. Она влияет на анализаторы с помощью целого ряда ощущений, вызываемых перцепцией.

Восприятие = это популярный предмет психологического исследования. Простыми словами такое отражение действительности означает понимание, познание, формирование в сознании целостного образа какого-нибудь явления. Восприятие не может существовать без отдельных ощущений, но оно является существенно другим процессом. Например, вы можете просто слышать звуки, либо внимательно слушать, вы можете просто видеть или целенаправленно смотреть, наблюдать.

Виды перцепции

В зависимости от органов восприятия перцепция бывает:

  1. Зрительной . Движение глаз человека скачкообразно, так человек обрабатывает полученную информацию. Но когда оно останавливается, начинается процесс зрительного восприятия. Такой вид восприятия поддается влиянию ранее выработанного стереотипа. Например, если человек привык все время бегло пробегать текст глазами, ему сложно будет в дальнейшем научиться глубинно прорабатывать материал. Он может не заметить большие абзацы текста, а потом при опросе ответить, что их и вовсе не было в книге.
  2. Осязательной . Такая функция отвечает за регулировку, контроль и коррекцию рабочих движений рук. Такой вид восприятия основан на тактильных, температурных и кинетических ощущениях. Но орган восприятия в таком случае – рука, которая с помощью ощупывания помогает узнать отдельные признаки предмета.
  3. Слуховой . В слуховом восприятии у человека важное место занимают фонематическая и ритмико-мелодическая системы. Человеческое ухо в отличие от животного гораздо сложнее, богаче и подвижнее. Такое понимание активно задействует моторный компонент, но такой компонент выделен в особую отдельную систему. Например, пропевание голосом для музыкального слуха и проговаривание для речевого слуха.

Помимо вышеперечисленных видов перцепции существуют еще два, в которых информация отражается не через органы чувств, а через понимание:

  1. Пространства, расстояния, отдаления, направления предметов, расположенных от нас и друг от друга.
  2. Времени – это длительность, скорость и последовательность событий. У каждого человека есть свои внутренние часы, которые редко совпадают с суточным ритмом. И чтобы человек мог воспринимать этот ритм, он использует дополнительные внешние признаки и анализаторы.

Закон перцепции

Восприятие = это чувственное отображение предмета или явления. Общение как перцепция - это механизм для его начала, так как любой процесс общения начинается с восприятия людей друг другом. А процесс восприятия, согласно закономерности социальной перцепции, строится в форме суждения об объекте. Известный психолог Н.Н Ланге разработал специальный закон перцепции, согласно которому восприятие – это быстрая смена определенного обобщенного восприятия предмета более конкретным.

Перцепция в философии

Перцепция в философии - это чувственное понимание, отражение вещей в сознании посредством органов чувств. Такое понятие имеет несколько категорий:

  1. Внутреннее восприятие, с помощью которого человек осознает, где находятся его конечности, сидит он или стоит, подавлен ли он, голоден или устал.
  2. Внешнее восприятие, для которого используется зрение, слух, прикосновение, запах, вкус.
  3. Смешанное восприятие, которое проявляется посредством эмоции или каприза.

Что такое перцепция в психологии?

Перцепция в психологии - это психическая функция познания. С помощью такого восприятия человек может мысленно сформировать цельный образ объекта. Другими словами, такое отражение действительности представляет собой уникальное сенсорное отображение, которое формируется посредством:

  • мотивации;
  • установки;
  • опыта;
  • личностных особенностей воспринимающего;
  • познания мира через призму понимания собственного «Я».


Социальная перцепция

Социальная перцепция - это целостное понимание социальных объектов. Она изучает манеры поведения между людьми с различным уровнем развития. Для того чтобы можно было познать и понять другого человека, существуют определенные механизмы социальной перцепции, они представлены:

  • идентификацией, когда человек начинает вести себя, таким образом, каким, согласно его мнению, мог бы повести себя его собеседник;
  • эмпатией, когда человек копирует эмоциональный настрой собеседника;
  • аттракцией, которое проявляется в виде любви или дружбы;
  • рефлексией, когда человек начинает видеть себя глазами собеседника;
  • стереотипизацией, когда человек воспринимает своего собеседника как часть какой-либо социальной группы, сообщества;
  • каузальной атрибуцией, когда человека наделяют определенными качествами сообразно его поступкам.

Гендерные особенности перцепции

Эффекты перцепции – это определенные особенности, препятствующие адекватному восприятию друг друга партнерами. В науке они представлены:

  • первичностью, которая проявляется при знакомстве;
  • новизной, которая проявляется при возникновении новой важной информации;
  • ореолом, который проявляется при преувеличении положительных или отрицательных качеств партнера.

/ 18.Понятие социальной перцепции

Социальная перцепция – это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ существует на уровне чувств (ощущения, восприятия, представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, умозаключения).

Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. и понимался как социальная детерминация перцептивных процессов.

Социальное восприятие включает в себя межличностное восприятие (восприятие человека человеком), которое состоит из восприятия внешних признаков человека, их соотнесения с личностными качествами, интерпретации и прогнозирования будущих действий. В качестве синонима в отечественной психологии часто употребляют выражение «познание другого человека», считает А. А. Бодалев. Применение такого выражения оправдано включением в процесс восприятия другого его поведенческих характеристик, формированием представления о намерениях, способностях, установках воспринимаемого и т. д.

Процесс социальной перцепции включает две стороны: субъективную (субъект восприятия – человек, который воспринимает) и объективную (объект восприятия – человек, которого воспринимают). В ходе взаимодействия и общения социальная перцепция становится взаимной. При этом взаимопознание направлено в первую очередь на понимание тех качеств партнера, которые наиболее значимы для участников общения в данный момент времени.

Отличие социального восприятия: социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия. Социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные характеристики. Интерпретация другого человека или группы зависит от предшествующего социального опыта субъекта, от поведения объекта, от системы ценностных ориентаций воспринимающего и других факторов.

В качестве субъекта восприятия может выступать как отдельный индивид, так и группа. Если в качестве субъекта выступает индивид, то он может воспринимать:

1) другого индивида, принадлежащего к своей группе;

2) другого индивида, принадлежащего к чужой группе;

3) свою группу;

4) чужую группу.

Если в качестве субъекта восприятия выступает группа, то, по мнению Г. М. Андреевой, добавляется:

1) восприятие группой своего собственного члена;

2) восприятия группой представителя другой группы;

3) восприятие группой самой себя;

4) восприятие группой в целом другой группы.

В группах индивидуальные представления людей друг о друге оформлены в групповые оценки личности, которые выступают в процессе общения в виде общественного мнения.

Выделяютмеханизмы социальной перцепции - способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Наиболее распространенными механизмами являются следующие: эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ (Identification; Identifizierang) - психологический процесс, в котором личность частично или полностью диссимилируется от самой себя (см. ассимиляция). Бессознательная проекция личностью себя на нечто иное, чем она сама: другую личность, дело или местоположение. Другими словами, это бессознательное отождествление субъектом себя с другим субъектом, группой, процессом или идеалом. Является важной частью нормального развития. Эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний. Во многих психологических источниках эмпатию отождествляют с сочувствием, сопереживанием, симпатией. Это не совсем так, поскольку можно понимать эмоциональное состояние другого человека, но не относиться к нему с симпатией и сочувствием. Хорошо понимая взгляды и связанные с ними чувства других людей, которые ему не нравятся, человек нередко поступает вопреки им. Ученик на уроке, досаждая нелюбимому учителю, может прекрасно разбираться в эмоциональном состоянии последнего и использовать возможности своей эмпатии против учителя. Люди, которых мы называем манипуляторами, очень часто обладают хорошо развитой эмпатией и используют ее в своих, часто корыстных целях. Субъект способен понимать смысл переживаний другого потому, что он сам когда-то переживал те же эмоциональные состояния. Однако если человек никогда не испытывал подобных чувств, то ему значительно труднее постигать их смысл. Если индивид никогда не переживал аффекта, депрессии или апатии, то он, скорее всего, не поймет, что переживает другой человек в этом состоянии, хотя и может иметь определенные когнитивные представления о подобных явлениях. Для постижения подлинного смысла чувств другого недостаточно иметь когнитивные представления. Необходим и личный опыт. Поэтому эмпатия как способность понимать эмоциональное состояние другого человека развивается в процессе жизни и у пожилых людей может быть более выражена. Вполне естественно, что у близких людей эмпатия по отношению друг к другу развита сильнее, чем у людей, которые знакомы относительно недавно. Люди, принадлежащие к разным культурам, могут обладать слабой эмпатией по отношению друг к другу. В то же время существуют люди, обладающие особой проницательностью и способные понимать переживания другого человека даже в том случае, если он стремится их тщательно скрыть. Есть некоторые виды профессиональной деятельности, требующие развитой эмпатии, например, врачебная деятельность, педагогическая, театральная. Почти любая профессиональная деятельность в сфере «человек - человек» требует развития данного механизма перцепции.

РефлексИя - в социальной психологии рефлексия понимается как имитация хода рассуждений другого человека. Чаще рефлексия понимается как размышление над СВОИМИ умственными действиями или психическими состояниями. Аттракция - особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Благодаря положительным чувствам симпатии, привязанности, дружбы, любви и т.д. между людьми возникают определенные отношения, позволяющие более глубоко познать друг друга. По образному выражению представителя гуманистической психологии А. Маслоу, такие чувства позволяют увидеть человека «под знаком вечности», т.е. увидеть и понять самое лучшее и достойное, что в нем есть. Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса; качество отношений. Результатом действия этого механизма является особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. Аттракция может существовать только на уровне индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их субъектов. Вероятно, существуют различные причины того, что к одним людям мы относимся с большей симпатией, чем к другим. Эмоциональная привязанность может возникнуть на основании общих взглядов, интересов, ценностных ориентации или как избирательное отношение к особой внешности человека, его поведению, чертам характера и т.д. Любопытным является то, что такие отношения позволяют лучше понимать другого человека. С известной долей условности можно сказать, что чем больше нам человек нравится, тем больше мы его знаем и лучше понимаем его поступки (если, конечно, речь не идет о патологических формах привязанности). Аттракция значима также и в деловых отношениях. Поэтому большинство психологов, работающих в сфере бизнеса, рекомендуют профессионалам, связанным с межличностными коммуникациями, выражать к клиентам самое позитивное отношение даже в том случае, если на самом деле они не испытывают к ним симпатии. Внешне выраженная доброжелательность имеет обратное действие - отношение действительно может измениться на позитивное. Таким образом, специалист формирует у себя дополнительный механизм социальной перцепции, позволяющий получить большую информацию о человеке. Однако следует помнить, что чрезмерное и искусственное выражение радости не столько формирует аттракцию, сколько разрушает доверие людей. Доброжелательное отношение далеко не всегда можно выразить посредством улыбки, особенно если она выглядит фальшивой и слишком устойчивой. Так, телевизионный ведущий, улыбающийся в течение полутора часов, вряд ли привлечет к себе симпатии телезрителей. ^ Механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием человеку причин поведения. У каждого человека возникают свои предположения о том, почему воспринимаемый индивид ведет себя определенным образом. Приписывая другому те или иные причины поведения, наблюдатель делает это либо на основе сходства его поведения с каким-либо знакомым ему лицом или известным образом человека, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в подобной ситуации. Здесь действует принцип аналогии, подобия с уже знакомым или таким же. Любопытно, что каузальная атрибуция может «сработать» даже тогда, когда аналогия проводится с лицом несуществующим и никогда не существовавшим реально, но имеющимся в представлениях наблюдателя, например с художественным образом (образом героя из книги или фильма). Каждый человек имеет громадное количество представлений о других людях и образах, которые сформировались не только в результате встреч с конкретными людьми, но также и под влиянием разнообразных художественных источников. На подсознательном уровне данные образы занимают «равные позиции» с образами людей, реально существующих или реально существовавших. Механизм каузальной атрибуции связан с некоторыми аспектами самоощущения индивида, который воспринимает и оценивает другого. Так, если субъект приписал другому негативные черты и причины их проявления, то он скорее всего будет оценивать себя по контрасту как носителя положительных черт. Иногда люди с заниженной самооценкой проявляют чрезмерную критичность по отношению к окружающим, создавая тем самым некий отрицательный субъективно воспринимаемый социальный фон, на котором, как им кажется, они выглядят вполне пристойно. На самом деле - это лишь субъективные ощущения, возникающие как механизм психологической защиты. На уровне социальной стратификации такие межгрупповые отношения, как выбор аутгруппы и стратегия социального творчества, безусловно, сопровождаются действием каузальной атрибуции. Т. Шибутани говорил о мере критичности и доброжелательности, которую целесообразно соблюдать по отношению к окружающим. Ведь каждый человек имеет положительные и отрицательные черты, а также особенности поведения, обусловленные его амбивалентностью как индивида, личности и субъекта деятельности. Кроме того, одни и те же качества по-разному оцениваются в различных ситуациях. Приписывание причин поведения может происходить с учетом экстернальности и интернальности как того, кто приписывает, так и того, кому приписывают. Если наблюдающий является преимущественно экстерналом, то причины поведения индивида, которого он воспринимает, будут видеться ему во внешних обстоятельствах. Если же он интернален, то и интерпретация поведения других будет связана с внутренними, индивидуальными и личностными причинами. Зная, в каких отношениях индивид является экстерналом, а в каких интерналом, можно определить и некоторые особенности его интерпретации причин поведения других людей. Восприятие человека зависит также от его способности поставить себя на место другого, отождествить себя с ним. В этом случае процесс познания другого пойдет более успешно (в том случае, если есть существенные основания для соответствующего отождествления). Процесс и результат такого отождествления называется идентификацией. Идентификация как социально-психологическое явление рассматривается современной наукой весьма часто и в таких различных контекстах, что следует специально оговорить особенности данного феномена как механизма социальной перцепции. В этом аспекте идентификация подобна эмпатии, однако эмпатию можно рассматривать как эмоциональное отождествление субъекта наблюдения, которое возможно на основе прошлого или настоящего опыта подобных переживаний. Что же касается идентификации, то здесь в большей степени происходит интеллектуальное отождествление, результаты которого тем успешнее, чем более точно наблюдатель определил интеллектуальный уровень того, кого он воспринимает. Профессиональная деятельность некоторых специалистов связана с необходимостью идентификации, как, например, работа следователя или преподавателя, о чем многократно описано в юридической и педагогической психологии. Ошибка идентификации при неверной оценке интеллектуального уровня другого человека может привести к негативным профессиональным результатам. Так, учитель, который переоценивает либо недооценивает интеллектуальный уровень своих учеников, не сможет в процессе обучения верно оценить связь реальных и потенциальных возможностей обучающихся. Следует заметить, что слово «идентификация» в психологии означает целый ряд явлений, которые не тождественны друг другу: процесс сличения объектов на основании существенных признаков (в когнитивной психологии), неосознаваемый процесс отождествления близких людей и механизм психологической защиты (в психоаналитических концепциях), один из механизмов социализации и т.д. В широком смысле идентификация как механизм социальной перцепции, сочетаясь с эмпатией, представляет собой процесс понимания, видения другого, постижения личностных смыслов деятельности другого, осуществляемый путем прямого отождествления или попытки поставить себя на место другого. Воспринимая и интерпретируя окружающий мир и других людей, человек также воспринимает и интерпретирует себя, свои собственные действия и побуждения. Процесс и результат самовосприятия человека в социальном контексте называется социальной рефлексией. Как механизм социальной перцепции социальная рефлексия означает понимание субъектом своих собственных индивидуальных особенностей и того, как они проявляются во внешнем поведении; осознание того, как он воспринимается другими людьми. Не следует думать, что люди способны воспринимать самих себя более адекватно, чем окружающих. Так, в ситуации, когда есть возможность посмотреть на себя со стороны - на фотографии или кинопленке, многие остаются весьма недовольны впечатлением, произведенным собственным образом. Это происходит потому, что люди имеют несколько искаженный образ самого себя. Искаженные представления касаются даже внешности воспринимающего человека, не говоря уже о социальных проявлениях внутреннего состояния.

Перцепция

Процесс восприятия одним человеком другого является обязательной составной частью общения и представляет собой то, что называют перцепцией . Перцептивная сторона общения объясняет восприятие и понимание другого человека и самого себя, установление на этой основе взаимопонимания и взаимодействия. В перцепции важная роль отводится установке в общении. Часто формирование первого впечатления о незнакомом человеке зависит от данной ему характеристики. И тогда в нем, в зависимости от установки, одни найдут положительные черты, другие – отрицательные. В перцепции возможны ошибки восприятия, причинами которых могут быть:

♦ эффект «ореола» – информация, полученная о человеке до непосредственного общения с ним, формирует предвзятость представления о нем еще до его восприятия;

♦ эффект «новизны» – при восприятии незнакомого человека часто наиболее значимой кажется первичная информация о нем (так называемое первое впечатление);

♦ эффект стереотипа – возникает из-за недостаточного объема информации о человеке и существует в виде некоторого устойчивого образа.

Аттракция

В процессе перцепции происходит не просто восприятие друг друга, а рождается целая гамма чувств, возникают эмоциональные отношения, механизм образования которых изучает аттракция.

Аттракция – это возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Для формирования аттракции можно пользоваться некоторыми приемами:

прием «имя собственное»

при общении чаще обращаться к партнеру по имени и отчеству, так как такое обращение служит показателем внимания и неосознанно вызывает положительные эмоции;

прием «зеркало души»

приветливое выражение лица, улыбка при общении сигнализируют о дружеских отношениях и добрых намерениях;

прием «золотые слова»

не скупиться во время общения на комплименты, похвалу, в которых нуждается любой человек;

прием «терпеливый слушатель»

уметь заинтересованно и терпеливо выслушать своего собеседника, дать ему высказаться;

прием «предварительная информация»

при общении использовать знания о своем собеседнике (характер, темперамент, хобби, семейное положение и пр.).

Перцептивные процессы. Понятие, свойства восприятия

Восприятие - это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.

В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений.

Без ощущений невозможно восприятие. Однако, кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний

Виды восприятия

В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие. В отличие от ощущений образы восприятия возникают обычно в результате работы нескольких анализаторов. К сложным видам восприятий относятся, например,восприятие пространства и восприятие времени . Воспринимая пространство, т. е. удаленность предметов от нас и друг от друга, форму и величину, человек основывается как на зрительных ощущениях, так и на ощущениях слуховых, кожных и двигательных.

При восприятии времени большую роль играют, помимо слуховых и зрительных ощущений, двигательные и внутренние, органические ощущения.

По силе звука грома мы определяем расстояние, отделяющее нас от приближающейся грозы, при помощи осязания мы с закрытыми глазами можем определить форму предмета. У людей с нормальным зрением слуховые и осязательные ощущения играют подобную роль в восприятии пространства. Но эти ощущения приобретают основное значение для лиц, лишенных зрения.

Под восприятием времени понимается процесс отражения длительности и последовательности событий, происходящих в объективном мире. Непосредственному восприятию поддаются только очень короткие временные отрезки. Когда же речь идет о более длительных отрезках времени, то правильнее говорить не о восприятии, а о представлении о времени.

Окружающую действительность воспринимают не те или иные органы чувств, а человек определенного пола и возраста, со своими интересами, взглядами, направленностью личности, жизненным опытом и пр. Глаз, ухо, рука и другие органы чувств лишь обеспечивают процесс восприятия, который зависит от психических особенностей личности.

  1. Закономерности восприятия

Основные закономерности восприятия:

    апперцепция,

    вербальное опосредование,

    зависимость от установки, субъективность,

    принцип изоморфизма.

Процесс восприятия не ограничивается выделением определенной груп­пы ощущений и объединением их в целостный образ; он предполагает так­же опознание образа, его сопоставление со следами памяти, осмысление и понимание (особенно, когда воспринимаются символические объекты, зна­ки, текст и т.д.).

Все это требует привлечения прошлого опыта, в связи с чем принято говорить об особом свойстве сознания - апперцепции, т.е. зависимости отчетливого восприятия какого-либо содержания от прошлых впечатлений и накопленных знаний. Благодаря такой связи между актуаль­ными и прошлыми впечатлениями возможна ассимиляция новой сенсорной информации, включение новых образов восприятия в систему человеческо­го опыта. Поэтому отчетливое и осознанное восприятие окружающего мира невозможно без участияпамяти и мышления.

Восприятие сопряжено с категоризацией, психическим процессом от­несения единичного объекта или события к некоторому классу. Иными сло­вами, любой объект воспринимается не как единичность и непосредствен­ная данность, но как представитель обобщенного класса явлений. Причем специфические особенности этого класса автоматически переносятся на вос­принимаемый объект. Связь восприятия с категоризацией указывает на опосредованность перцептивных процессов социальным опытом личности и фак­торами культуры.

Характерная особенность человеческого восприятия в том, что его обра­зы синтезируются с использованием речи (вербальное опосредование ), с опорой на семантические структуры естественного языка. За счет вербаль­ного (словесного) обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения частных свойств предметов.

В исследованиях целого ряда выдающихся психологов-эксперимента­торов (первоначально Г. Мюллер, Т. Шуман, Л. Ланге, позднее - Д.Н. Уз­надзе и его последователи) отмечалось, что восприятие в значительной мере зависит от установки, определяемой как целостное состояние субъ­екта, не осознаваемое им в полной мере и вместе с тем предполагающее «своеобразную тенденцию к определенным содержаниям сознания» или предварительную готовность воспринимать, чувствовать и реагировать на что-либо определенным образом под влиянием прошлого опыта и мотивационных факторов.

Вместе с тем, к основным закономерностям восприятия следует отнести его субъективность: одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, т.е. в зависимости от своих интересов, знаний, по­требностей, способностей, целей деятельности и др. субъективных факто­ров. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и от особенностей его личности также связывается с фундаментальным по­нятием апперцепции.

Согласно постулатам гештальт-психологии, восприятие строится по принципу изоморфизма - структурного уподобления формируемого пер­цептивного образа воспринимаемому объекту.

Законы восприятия (по М. Вертгеймеру).

Эффект сходства. - Фигуры, сходные по каким-либо элементам (цвету, величине, форме и т.п., в восприятии объединяются и группируются).

Эффект близости. - Близко расположенные фигуры обычно объединяются.

Фактор "общей судьбы". - Фигуры могутобъединяться общим характером изменений, наблюдаемых в них.

Фактор "хорошего продолжения". - Из двух пересекающихся или касающихся линий выбирают линии с меньшей кривизной.

Фактор замкнутости. - Замкнутые фигуры воспринимаются лучше.

Фактор группировки без остатка. - Несколько фигур стараются сгруппировать таким образом, чтобы не осталось ни одной отдельно стоящей фигуры.

  • Предметность - объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущения, а составляют образы конкретных предметов.
  • Структурность - предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
  • Апперцептивность - на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
  • Контактность (константность) - на восприятие оказывают влияние обстоятельства, в которых оно происходит, не смотря на это восприятие остается относительно неизменным.
  • Осмысленность - предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу
Осмысление состоит из этапов:
  1. Селекция - выделение из потока информации объекта восприятия
  2. Организация - объект идентифицируется по комплексу признаков
  3. Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса

Факторы восприятия

Внешние

  • Размер
  • Интенсивность (в физическом или эмоциональном плане)
  • Контрастность (противоречие с окружением)
  • Движение
  • Повторяемость
  • Новизна и узнаваемость

Внутренние

  • Установка восприятия - ожидание увидеть то, что должно быть увидено по прошлому опыту.
  • Потребности и мотивация - человек видит то, в чём нуждается или что считает важным.
  • Опыт - человек воспринимает тот аспект стимула, которому научен прошлым опытом.
  • Я-концепция - восприятие мира группируется вокруг восприятия себя.
  • Личностные особенности - оптимисты видят мир и события в позитивном свете, пессимисты, напротив, - в неблагоприятном.
  • Принцип резонанса - соответствующее потребностям и ценностям личности воспринимается быстрее, чем несоответствующее.
  • Принцип защиты - противостоящее ожиданиям человека воспринимается хуже.
  • Принцип настороженности - угрожающее психике человека распознаётся быстрее прочего.

Формы и принципы восприятия

  • Фигура - фон - восприятие выделяет фигуру из фона.
  • Константность - объекты длительное время воспринимаются одинаково.
  • Группировка - однообразные стимулы группируются в структуры.
Принципы группировки:
  • Близость - расположенное рядом воспринимается вместе.
  • Подобие - схожее по каким-то признаком воспринимается вместе.
  • Замкнутость - человек склонен заполнять пробелы в фигуре.
  • Целостность - человек склонен видеть непрерывные формы, а не сложные комбинации.
  • Смежность - близкое во времени и пространстве воспринимается как одно.
  • Общая зона - стимулы, выявленные в одной зоне воспринимаются как группа.

Результат восприятия

Результатом процесса восприятия становится построенный образ.

Образ - субъективное видение реального мира, воспринимаемого при помощи органов чувств .

Получив образ, человек (или другой субъект) производит определение ситуации , то есть оценивает её, после чего принимает решение о своём поведении .

Восприятие в зоопсихологии

Восприятие присуще главным образом высшим живым существам ; в слабых формах, позволяющих говорить лишь о начатках восприятия, нечто подобное можно обнаружить у существ средних стадий эволюции.

Восприятие в теории психики

Социальное восприятие

Социальное восприятие - восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях.

Термин был предложен Джеромом Брунером в 1947 году для обозначения феноменов социальной детерминации процессов восприятия. Современная трактовка термина была дана в рамках социальной психологии .

К механизмам социальной перцепции относят: рефлексию , идентификацию , каузальную атрибуцию .

Эффекты восприятия

Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия.

  • Эффекты стереотипизации:
  • Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) - общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.
  • Эффекты последовательности:
  • Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) - первая информация переоценивается по отношению к последующей.
  • Эффект новизны - новой информации о неожиданном поведении хорошо-знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.
  • Эффект роли - поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.
  • Эффект присутствия - чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.
  • Эффект авансирования - к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.
  • Эффект снисходительности - руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).
  • Эффект гипервзыскательности - руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).
  • Эффект физиогномической редукции - вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.
  • Эффект красоты - внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.
  • Эффект ожидания - ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.
  • Внутригрупповой фаворитизм - «свои» кажутся лучше.
  • Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки - во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.
  • Презумпция взаимности - человек считает, что «другой» относится к нему так, как он относится к «другому».
  • Феномен предположения о сходстве - человек считает, что «свои» относятся к остальным людям также, как он.
  • Эффект проекции - человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.
  • Феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося - информация о том, что могло бы произойти, но не произошло игнорируется.

Атрибуция

Атрибуция - приписывание характеристик себе или другому человеку.

  1. Наблюдение за поведением человека
  2. Логический вывод о намерениях человека
  3. Приписывание человеку мотивов поведения

Стили атрибуции:

  • Внутренняя (диспозитивная) атрибуция - связывание поведения человека с его характеристиками.
  • Внешняя атрибуция - связывание поведения человека с ситуацией.

Факторы, определяющие стиль атрибуции:

  • Консенсус - поведению, присущему многим чаще приписываются ситуационные мотивы, а нестандартному - личные.
  • Преднамеренность - обдуманному поведению чаще приписываются личные мотивы, а необычному - ситуационные.
  • Последовательность - последовательному поведению чаще приписываются личные мотивы, а единичному - ситуационные.

Фундаментальная ошибка атрибуции - склонность объяснять поведение диспозиционными причинами в ущерб ситуационных.

Причины фундаментальной ошибки атрибуции:

  • Ложное согласие - представление о своём поведении как типичном, а отличающемся от него как ненормальном.
  • Неравные возможности - игнорирование особенностей, обусловленных ролевой позицией.
  • Игнорирование информационной ценности неслучившегося - несделанное должно также быть основанием для оценки поведения.
  • Большее доверие к фактам, чем к суждениям - это обусловлено механизмом «фигура - фон»
  • Лёгкость построения ложных корреляций - черты ошибочно соединяются как обязательно сопутствующие друг другу.

Западный индивидуализм в большей степени создаёт склонность к личной атрибуции в ущерб ситуационной, чем восточный коллективизм.

На неё также оказывает влияние локус контроля (экстернал менее склонен к фундаментальной ошибке атрибуции).

Человек склонен объяснять свои успехи диспозиционно, а неудачи - ситуационно, для чужих успехов и неудач всё прямо наоборот.

Для деятеля фигурой является ситуация, а для наблюдателя ситуация - фон, а фигура - деятель. Поэтому деятель менее склонен к фундаментальной ошибке атрибуции, а наблюдатель - более.

Впечатление

Формирование впечатления

Формирование впечатления - процесс создания своих впечатлений о других.

Впечатления составляют:

  • Образцы поведения
  • Абстракции

Управление впечатлениями

Управление впечатлениями - поведение, направленное на формирование и контроль за впечатлением о себе других людей.

Тактики управления впечатлением:

  • Усиление собственной позиции
  • Усиление позиции собеседника

Самопрезентация - поведение, направленное на создание благоприятного или соответствующего чьим-то идеалам впечатления о себе.

Согласно данным исследования Гордона , произведённого в 1996 году , уровень успешности тактик управления впечатлением распределяется следующим образом:

  1. Представление собеседника в лучшем свете
  2. Согласие с мнением собеседника.
  3. Самопрезентация
  4. Комбинация 1-3
  5. Оказание услуг

Литература

  • Организационное поведение / Громова О.Н., Латфуллин Г.Р.. - СПб .: Питер, 2008. - 432 с. - ISBN 978-5-91180-873-0

Примечания

См. также

Ссылки

  • http://www.psy.msu.ru/illusion/ - сборник различных зрительных иллюзий
  • Восприятие мира внутри себя (видео)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Перцепция" в других словарях:

    - (лат. perceptio). 1) прием, собирание, возвышение пошлин. 2) бессознательное восприятие, ощущение, отнесенное к причине, его произведшей (псих. т.). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЕРЦЕПЦИЯ [лат.… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (лат. perceptio представление, восприятие, от percipio ощущаю, воспринимаю), в совр. психологии то же, что восприятие. Лейбниц употреблял термин «П.» для обозначения смутного и бессознат. восприятия («впечатления») в противоположность… … Философская энциклопедия

    ПЕРЦЕПЦИЯ - (от лат. percipio воспринимаю), восприятие (см.). Окружающая среда воздействует на нас в процессе нашей деятельности, и мы ее воспринимаем, перцепируем. Органом П., так же как и психики вообще, является наш мозг. П. не изолированный процесс, а… … Большая медицинская энциклопедия

    Восприятие, воспринятие Словарь русских синонимов. перцепция сущ., кол во синонимов: 2 воспринятие (5) … Словарь синонимов

    перцепция - (от лат. perceptio восприятие) процесс непосредственного активного отражения когнитивной сферой человека внешних и внутренних предметов (объектов), ситуаций, событий, явлений и т. п. (см. восприятие). Краткий психологический словарь. Р … Большая психологическая энциклопедия

    - (от латинского perceptio представление, восприятие), то же, что восприятие … Современная энциклопедия

    - (от лат. perceptio представление восприятие), то же, что восприятие. У Г. В. Лейбница смутное и бессознательное восприятие в противоположность ясному осознанию апперцепции … Большой Энциклопедический словарь

    ПЕРЦЕПЦИЯ, перцепции, жен. (лат. perceptio) (филос.). Восприятие. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    См. ВОСПРИЯТИЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    ПЕРЦЕПЦИЯ - (от лат perceptio – восприятие). Чувственное восприятие, отражение вещей в сознании через органы чувств … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Социальная перцепция – это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ существует на уровне чувств (ощущения, восприятия, представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, умозаключения).

Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. и понимался как социальная детерминация перцептивных процессов.

Социальное восприятие включает в себя межличностное восприятие (восприятие человека человеком), которое состоит из восприятия внешних признаков человека, их соотнесения с личностными качествами, интерпретации и прогнозирования будущих действий. В качестве синонима в отечественной психологии часто употребляют выражение «познание другого человека», считает А. А. Бодалев. Применение такого выражения оправдано включением в процесс восприятия другого его поведенческих характеристик, формированием представления о намерениях, способностях, установках воспринимаемого и т. д.

Процесс социальной перцепции включает две стороны: субъективную (субъект восприятия – человек, который воспринимает) и объективную (объект восприятия – человек, которого воспринимают). В ходе взаимодействия и общения социальная перцепция становится взаимной. При этом взаимопознание направлено в первую очередь на понимание тех качеств партнера, которые наиболее значимы для участников общения в данный момент времени.

Отличие социального восприятия: социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия. Социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные характеристики. Интерпретация другого человека или группы зависит от предшествующего социального опыта субъекта, от поведения объекта, от системы ценностных ориентаций воспринимающего и других факторов.

В качестве субъекта восприятия может выступать как отдельный индивид, так и группа. Если в качестве субъекта выступает индивид, то он может воспринимать:

1) другого индивида, принадлежащего к своей группе;

2) другого индивида, принадлежащего к чужой группе;

3) свою группу;

4) чужую группу.

Если в качестве субъекта восприятия выступает группа, то, по мнению Г. М. Андреевой, добавляется:

1) восприятие группой своего собственного члена;

2) восприятия группой представителя другой группы;

3) восприятие группой самой себя;

4) восприятие группой в целом другой группы.

В группах индивидуальные представления людей друг о друге оформлены в групповые оценки личности, которые выступают в процессе общения в виде общественного мнения.

Выделяютмеханизмы социальной перцепции - способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Наиболее распространенными механизмами являются следующие: эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ (Identification; Identifizierang) - психологический процесс, в котором личность частично или полностью диссимилируется от самой себя (см. ассимиляция). Бессознательная проекция личностью себя на нечто иное, чем она сама: другую личность, дело или местоположение. Другими словами, это бессознательное отождествление субъектом себя с другим субъектом, группой, процессом или идеалом. Является важной частью нормального развития. Эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний. Во многих психологических источниках эмпатию отождествляют с сочувствием, сопереживанием, симпатией. Это не совсем так, поскольку можно понимать эмоциональное состояние другого человека, но не относиться к нему с симпатией и сочувствием. Хорошо понимая взгляды и связанные с ними чувства других людей, которые ему не нравятся, человек нередко поступает вопреки им. Ученик на уроке, досаждая нелюбимому учителю, может прекрасно разбираться в эмоциональном состоянии последнего и использовать возможности своей эмпатии против учителя. Люди, которых мы называем манипуляторами, очень часто обладают хорошо развитой эмпатией и используют ее в своих, часто корыстных целях. Субъект способен понимать смысл переживаний другого потому, что он сам когда-то переживал те же эмоциональные состояния. Однако если человек никогда не испытывал подобных чувств, то ему значительно труднее постигать их смысл. Если индивид никогда не переживал аффекта, депрессии или апатии, то он, скорее всего, не поймет, что переживает другой человек в этом состоянии, хотя и может иметь определенные когнитивные представления о подобных явлениях. Для постижения подлинного смысла чувств другого недостаточно иметь когнитивные представления. Необходим и личный опыт. Поэтому эмпатия как способность понимать эмоциональное состояние другого человека развивается в процессе жизни и у пожилых людей может быть более выражена. Вполне естественно, что у близких людей эмпатия по отношению друг к другу развита сильнее, чем у людей, которые знакомы относительно недавно. Люди, принадлежащие к разным культурам, могут обладать слабой эмпатией по отношению друг к другу. В то же время существуют люди, обладающие особой проницательностью и способные понимать переживания другого человека даже в том случае, если он стремится их тщательно скрыть. Есть некоторые виды профессиональной деятельности, требующие развитой эмпатии, например, врачебная деятельность, педагогическая, театральная. Почти любая профессиональная деятельность в сфере «человек - человек» требует развития данного механизма перцепции.

РефлексИя - в социальной психологии рефлексия понимается как имитация хода рассуждений другого человека. Чаще рефлексия понимается как размышление над СВОИМИ умственными действиями или психическими состояниями. Аттракция - особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Благодаря положительным чувствам симпатии, привязанности, дружбы, любви и т.д. между людьми возникают определенные отношения, позволяющие более глубоко познать друг друга. По образному выражению представителя гуманистической психологии А. Маслоу, такие чувства позволяют увидеть человека «под знаком вечности», т.е. увидеть и понять самое лучшее и достойное, что в нем есть. Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса; качество отношений. Результатом действия этого механизма является особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент. Аттракция может существовать только на уровне индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их субъектов. Вероятно, существуют различные причины того, что к одним людям мы относимся с большей симпатией, чем к другим. Эмоциональная привязанность может возникнуть на основании общих взглядов, интересов, ценностных ориентации или как избирательное отношение к особой внешности человека, его поведению, чертам характера и т.д. Любопытным является то, что такие отношения позволяют лучше понимать другого человека. С известной долей условности можно сказать, что чем больше нам человек нравится, тем больше мы его знаем и лучше понимаем его поступки (если, конечно, речь не идет о патологических формах привязанности). Аттракция значима также и в деловых отношениях. Поэтому большинство психологов, работающих в сфере бизнеса, рекомендуют профессионалам, связанным с межличностными коммуникациями, выражать к клиентам самое позитивное отношение даже в том случае, если на самом деле они не испытывают к ним симпатии. Внешне выраженная доброжелательность имеет обратное действие - отношение действительно может измениться на позитивное. Таким образом, специалист формирует у себя дополнительный механизм социальной перцепции, позволяющий получить большую информацию о человеке. Однако следует помнить, что чрезмерное и искусственное выражение радости не столько формирует аттракцию, сколько разрушает доверие людей. Доброжелательное отношение далеко не всегда можно выразить посредством улыбки, особенно если она выглядит фальшивой и слишком устойчивой. Так, телевизионный ведущий, улыбающийся в течение полутора часов, вряд ли привлечет к себе симпатии телезрителей. ^ Механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием человеку причин поведения. У каждого человека возникают свои предположения о том, почему воспринимаемый индивид ведет себя определенным образом. Приписывая другому те или иные причины поведения, наблюдатель делает это либо на основе сходства его поведения с каким-либо знакомым ему лицом или известным образом человека, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в подобной ситуации. Здесь действует принцип аналогии, подобия с уже знакомым или таким же. Любопытно, что каузальная атрибуция может «сработать» даже тогда, когда аналогия проводится с лицом несуществующим и никогда не существовавшим реально, но имеющимся в представлениях наблюдателя, например с художественным образом (образом героя из книги или фильма). Каждый человек имеет громадное количество представлений о других людях и образах, которые сформировались не только в результате встреч с конкретными людьми, но также и под влиянием разнообразных художественных источников. На подсознательном уровне данные образы занимают «равные позиции» с образами людей, реально существующих или реально существовавших. Механизм каузальной атрибуции связан с некоторыми аспектами самоощущения индивида, который воспринимает и оценивает другого. Так, если субъект приписал другому негативные черты и причины их проявления, то он скорее всего будет оценивать себя по контрасту как носителя положительных черт. Иногда люди с заниженной самооценкой проявляют чрезмерную критичность по отношению к окружающим, создавая тем самым некий отрицательный субъективно воспринимаемый социальный фон, на котором, как им кажется, они выглядят вполне пристойно. На самом деле - это лишь субъективные ощущения, возникающие как механизм психологической защиты. На уровне социальной стратификации такие межгрупповые отношения, как выбор аутгруппы и стратегия социального творчества, безусловно, сопровождаются действием каузальной атрибуции. Т. Шибутани говорил о мере критичности и доброжелательности, которую целесообразно соблюдать по отношению к окружающим. Ведь каждый человек имеет положительные и отрицательные черты, а также особенности поведения, обусловленные его амбивалентностью как индивида, личности и субъекта деятельности. Кроме того, одни и те же качества по-разному оцениваются в различных ситуациях. Приписывание причин поведения может происходить с учетом экстернальности и интернальности как того, кто приписывает, так и того, кому приписывают. Если наблюдающий является преимущественно экстерналом, то причины поведения индивида, которого он воспринимает, будут видеться ему во внешних обстоятельствах. Если же он интернален, то и интерпретация поведения других будет связана с внутренними, индивидуальными и личностными причинами. Зная, в каких отношениях индивид является экстерналом, а в каких интерналом, можно определить и некоторые особенности его интерпретации причин поведения других людей. Восприятие человека зависит также от его способности поставить себя на место другого, отождествить себя с ним. В этом случае процесс познания другого пойдет более успешно (в том случае, если есть существенные основания для соответствующего отождествления). Процесс и результат такого отождествления называется идентификацией. Идентификация как социально-психологическое явление рассматривается современной наукой весьма часто и в таких различных контекстах, что следует специально оговорить особенности данного феномена как механизма социальной перцепции. В этом аспекте идентификация подобна эмпатии, однако эмпатию можно рассматривать как эмоциональное отождествление субъекта наблюдения, которое возможно на основе прошлого или настоящего опыта подобных переживаний. Что же касается идентификации, то здесь в большей степени происходит интеллектуальное отождествление, результаты которого тем успешнее, чем более точно наблюдатель определил интеллектуальный уровень того, кого он воспринимает. Профессиональная деятельность некоторых специалистов связана с необходимостью идентификации, как, например, работа следователя или преподавателя, о чем многократно описано в юридической и педагогической психологии. Ошибка идентификации при неверной оценке интеллектуального уровня другого человека может привести к негативным профессиональным результатам. Так, учитель, который переоценивает либо недооценивает интеллектуальный уровень своих учеников, не сможет в процессе обучения верно оценить связь реальных и потенциальных возможностей обучающихся. Следует заметить, что слово «идентификация» в психологии означает целый ряд явлений, которые не тождественны друг другу: процесс сличения объектов на основании существенных признаков (в когнитивной психологии), неосознаваемый процесс отождествления близких людей и механизм психологической защиты (в психоаналитических концепциях), один из механизмов социализации и т.д. В широком смысле идентификация как механизм социальной перцепции, сочетаясь с эмпатией, представляет собой процесс понимания, видения другого, постижения личностных смыслов деятельности другого, осуществляемый путем прямого отождествления или попытки поставить себя на место другого. Воспринимая и интерпретируя окружающий мир и других людей, человек также воспринимает и интерпретирует себя, свои собственные действия и побуждения. Процесс и результат самовосприятия человека в социальном контексте называется социальной рефлексией. Как механизм социальной перцепции социальная рефлексия означает понимание субъектом своих собственных индивидуальных особенностей и того, как они проявляются во внешнем поведении; осознание того, как он воспринимается другими людьми. Не следует думать, что люди способны воспринимать самих себя более адекватно, чем окружающих. Так, в ситуации, когда есть возможность посмотреть на себя со стороны - на фотографии или кинопленке, многие остаются весьма недовольны впечатлением, произведенным собственным образом. Это происходит потому, что люди имеют несколько искаженный образ самого себя. Искаженные представления касаются даже внешности воспринимающего человека, не говоря уже о социальных проявлениях внутреннего состояния.

Восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков составляют социальную перцепцию. В ней обязательно присутствует оценка другого и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане: эмоциональная оценка другого, попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение, построение собственной стратегии и поведения. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» внутренний мир человека, пытаемся понять его и выработать собственное эмоциональное отношение к воспринятому.

Выделяют четыре основные функции социальной перцепции :

    познание себя;

    познание партнера по общению;

    организация совместной деятельности на основе взаимопонимания;

    установление эмоциональных отношений.

Перцептивная сторона общения включает процесс межличностного восприятия одним человеком другого. Представление о другом человеке зависит от уровня развития собственного самосознания, представления о собственном «Я» (Я-концепция). Осознание себя через другого человека имеет две стороны: идентификацию (уподобление себя другому) и рефлексию (осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению).

На что, прежде всего, обращают внимание люди, оценивая партнера по общению?

К таким, наиболее существенным свойствам наблюдаемого можно отнести: выражение его лица (мимику ), способы выражения чувств (экспрессию), жесты и позы, походку внешний вид (одежду, прическу), особенности голоса и речи.

К способам межличностной перцепции относят: 1) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция) , 2) познание самого себя (рефлексия ) в процессе общения; 3) прогнозирования поведения партнера по общению (каузальная атрибуция ).

Идентификация – это способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на место партнера по общению, происходит уподобление себя другому. При идентификации с другим человеком познаются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки.

Эмпатия – это эмоциональное включение в чувствование другого человека или сопереживание другому человеку. Эмпатия тем выше, чем больше человек способен представить себе, как одно и тоже событие будет воспринято разными людьми, и чем лучше он способен понять право на существование этих разных точек зрения. Способность к эмоциональному постижению имеет разные уровни развития: низший (своеобразная слепота к переживаниям другого); средний (отдельные представления); высший (способность чувствовать и принимать чувства другого).

Аттракция (с лат. «привлекать, притягивать») – представляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему.

Рефлексия – это механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, но знание того, как другой понимает меня, то есть своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга. Общая модель рефлексии имеет следующее содержание: если человек (А) имеет неверное представление о себе (А"), о других (Б") и, главное, о том, как его воспринимают другие (А""), то его взаимопонимание с ними будет исключено.

Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека.

У каждого человека есть свои излюбленные схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения:

1) люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку;

2) в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны, прежде всего, винить обстоятельства;

3) при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла) или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).

При изучении процесса каузальной атрибуции, стремление к выяснению причин поведения, выявлены различные закономерности. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу – обстоятельствам. Характер приписывания зависит также от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различна в случаях, если он был участником (соучастником) или наблюдателем. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости случившегося, испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и стимульной атрибуции к личностной (т.е. искать причину случившегося в осознанных действиях личности).

К эффектам восприятия людьми друг друга относятся:

    эффект ореола – общее благоприятное впечатление приводит к положительным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого работника и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию отрицательных оценок;

    эффект новизны и первичности – при восприятии незнакомого человека преобладает ранее предъявленная информация. Например, если сказать, что работник является нарушителем трудовой дисциплины, а затем, что он передовик производства, то будет преобладать первое (эффект первичности). При восприятии знакомого человека действует эффект новизны - последняя, т.е. более новая информация оказывается наиболее значимой;

    эффект стереотипизации – часто возникает относительно групповой принадлежности человека, например, профессиональной (бухгалтер, педагог, военный и т.д.).

    «проекция », в процессе которой оцениваемому приписываются чувства и мысли оценивающего;

    «эхо » – перенесение успеха работника в какой-либо области на другую сферу деятельности, успеха в которой он не достигает;

    «атрибуция » – подсознательное приписывание работнику способностей и черт, которые руководитель подметил у другого человека, напоминающего ему этого сотрудника;

    «вера в первый взгляд », в то, что первое впечатление самое верное. Вместе с тем исследования показывают, что первое впечатление бывает ошибочным, поскольку опирается на подсознательные ожидания руководителя, а не на моментальное проникновение в характер человека, с которым он беседует.

Для иллюстрации вышеназванных эффектов представляют интерес результаты исследований австралийского психолога Пауля Р.Уилсона, который доказал, что такой показатель внешнего облика человека как рост в глазах посторонних не всегда равен фактическому. Уилсон представил пяти различным группам студентов одного и того же человека, каждый раз присваивая ему новый статус, а затем попросил студентов определить на глаз его рост. Результаты оказались поразительными. Когда человек был представлен как студент, то его рост достигал 171 см, но стоило назвать его ассистентом кафедры, как рост его поднялся до 178 см. При звании старшего преподавателя рост достиг 180 см, и, наконец, рост «профессора» равнялся 184 см. Эти и другие эффекты восприятия можно использовать, например, представляя кого-либо другим, заранее планируя последовательность и содержание воздействия.

Важной сферой исследования социальной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Описаны три наиболее типичные схемы формирования первого впечатления о человеке. Каждая схема запускается определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства. Выделяют факторы превосходства, привлекательности партнера и отношения к наблюдателю.

Фактор превосходства – запускает схему социального восприятия в ситуации неравенства партнеров (точнее, когда наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру – уму, росту, материальному положению или какому-либо другому). Суть происходящего заключается в том, что человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка. При этом, чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной ситуации, тем меньше нужно усилий для запуска этой схемы. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.

Схема восприятия такова. При встрече с человеком, превосходящем нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве.

По каким признакам мы можем судить о превосходстве человека, например, в социальном положении или в интеллектуальном? Для определения этого параметра в нашем распоряжении есть два основных источника информации: одежда человека, его внешний вид, включая такие атрибуты, как оформление помещения, автомобиль и т.п.; и манера поведения человека.

Фактор привлекательности – обеспечивает реализацию схемы, связанной с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне. Ошибка, допускаемая в этом случае, состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам.

Фактор отношения к наблюдателю – регулирует включение схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю. Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям.

На восприятие других людей большое влияние оказывает процесс стериотипизации . Под социальным стереотипом понимается устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Наиболее известны этнические стереотипы – образы типичных представителей определенных наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера (например, стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, легкомысленности французов, эксцентричности итальянцев, характерные для нашей культуры).

Воспринимая внешний вид, движения, действия, и в целом деятельность человека, мы получаем возможность проникать в его внутреннее психологическое содержание, познавать убеждения, потребности, интересы, чувства, характер, способности личности. Поэтому знания и тем более полученные психологические данные о том или ином человеке требуют огромной осторожности и такта в их использовании.

В жизни конкретного человека как отдельного представителя человеческой общности его личность и его психика представлены в неразрывном единстве. Развитие личности не может быть сведено к развитию познавательных, эмоциональных и волевых компонентов. Детерминантой развития личности является деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, который складывается у человека с наиболее референтной (значимой для него) группой (или группами).

ПЕРЦЕПЦИЯ (от лат. percipio - воспринимаю), восприятие (см.). Окружающая среда воздействует на нас в процессе нашей деятельности, и мы ее воспринимаем, перцепируем. Органом П., так же как и психики вообще, является наш мозг. П.-не изолированный процесс, а одно из проявлений целостной практической деятельности человека, протекающей в конкретных общественно-историч. условиях. Поэтому перцепция исторически своеобразна, и особенности ее связаны с уровнем общественной формации, к которой принадлежит человек, с классовой принадлежностью данного человека, с общественными его функциями, со степенью включения его в эти функции (а в связи с этим и с его возрастом). Т. о. и форма и содержание П. различны у людей разных исторических эпох, разных классов и разных возрастов. Здесь основное значение имеет труд, в процессе которого формируются наши П. Таким образом П. не есть пассивное восприятие внешних воздействий среды. «Человек в своей практической деятельности имеет перед собой объективный мир, зависит от него, им определяет свою деятельность» (Ленин, IX сборник, стр. 273). Вопреки теориям ассоциацион-ной психологии восприятие не есть сумма ощущений отдельных свойств предмета; оно психофизиологически представляет собой целостное комплексное образование, систему или структуру, в к-рой не столько части определяют целое, сколько, напротив, само целое определяет свои части. Мы не можем поэтому оторвать наши восприятия от нашей направленности, от нашего мышления, от наших чувств. Лейбниц (Leibniz; 1646-1716) противопоставляет П. как «внутреннее состояние, воспроизводящее внешние вещи»-состояние смутное апперцепции (см.)--«сознанию, рефлективному познанию этого внутреннего состояния», т. е. осмысливанию, осознаванию непосредственного впечатления. Подробнее развил это учение Гербарт (Herbart; 1776-1871), к-рый понимал под П. непосредственную группу представлений (см.), вызываемую данными раздражениями, а под апперцепцией-изменение этой группы под влиянием ранее бывших групп-истолков?ние ее в связи с прошлым опытом, с предшествовавшими тенденциями. Гербарт указал на то, что напр., видя апельсин, мы перципируем в нем не только цвет и форму, но и шероховатость, тяжесть, запах и вкус, хотя и не воспринимаем их в данный момент, а только вспоминаем. Гер- барт полагал, что перцепция представляет собой сумму ощущений этих свойств объекта, он сводил восприятия к механике ощущений и представлений. Современная Gestaltpsycho-logie, справедливо отмечая неправильность такого толкования, не замечает того, что является основным в восприятии, а именно его социального содержания и значимости. Капиталист и рабочий по-разному перципируют, переживают увиденное ими фабричное здание: у первого восприятие этого объекта может быть неразрывно связано например с предвкушением прибылей, у второго - с неприятной мыслью о подневольном труде в условиях капиталистической эксплоатации и т. п. Несколько иначе понимает перцепцию Вундт (W. Wundt; 1832 - 1920). Как в зрительном поле отличают его центральную часть, наиболее ясную, от боковых полей зрения, менее ясных и становящихся все более смутными к периферии, так в наших восприятиях, по Вундту, мы можем различать ясные и отчетливые от смутных и расплывчатых. Прежде чем стать ясным и войти в связь с прежним опытом человека, впечатление обычно проходит зону неполной ясности, тогда мы называем его П. Понятие «опыт» носит у Вундта, как впрочем и у большинства буржуазных психологов, абстрактный, идеалистический характер. Тот факт, что в процессе П. принимает участие опыт человека, следует (вопреки Гербарту, Вундту, Gestalt-psycho logie и др.) понимать и изучать в свете единственно правильного представления о человеке как о «совокупности общественных отношений» (Маркс), как о представителе определенной общественно-исторической формации, определенного класса. П. является одним из орудий все большего познания человеком объективного мира, одним из компонентов сложной и исторически развивающейся деятельности, «отражающей объект» (Ленин). Лит.: Вундт В., Основы физиологической психологии, вып. 1-16, СПБ, без года ; Л а н-г е Н., Психологические исследования. Одесса, 1893; Лейбниц Г., Избранные философские, сочинения (нер. под ред. В. Преображенского), М., 1908; Л е и и н В., Материализм и эмпириокритицизм (Сочинения, т. XIII, М.-Л., 1928); Herbart J.,De attentionls men-sura causique primarlis, Regiom., 1822; он Hie, Psycho-logie als Wissenschaft, neu begrtindet auf Erfahrung, Methaphysik und Mathematik, Konigsberg, 1824-25; L eib"nitius G., Opera philosophica, recogn., Pars prior, Berolini, 1840.H. Добрынин.