Первое, что сопровождает начавшийся процесс раскрытия центров, это явный упадок физических сил – как реакция организма на отлив жизненной энергии в другом направлении – направлении из тела к головному мозгу. Управление всей вашей энергетикой теперь переходит в подчинение к волшебнице Кундалини.

Этот упадок сил может быть настолько велик, что человек часто становится не способным выполнять даже свою обычную работу. И с этим нужно считаться и знать об этом, а так же то, что некоторая физическая слабость периодически может ощущаться в течение всего периода восхождения.

Вот как я ощущал это явление. Было ощущение полной энергетической пустоты в теле. Невозможно было не только двигаться и что-то делать, а даже, как мне казалось, просто существовать. Состояние это продолжалось от нескольких минут до нескольких часов. Но всегда оно заканчивалось восстановлением нормального состояния, ощущением удовлетворения от выполнения какой-то важной работы.

Вообще-то нужно признать, что во время процесса Кундалини большая часть жизненной энергии человека стремиться попасть в его мозг, где она проводит свою эволюционную работу с ним, переводя остальные части и органы тела на ограниченный энергетический паек. Этим объясняется упадок сил. Но не следует думать, что это плохо! Мозг, пройдя трансформацию, сторицей начинает возвращать телу ранее отобранную у него энергию в виде более эффективных гормонов и других веществ, которые являются для тела не просто необычными, а намного более эффективными, чем те, что тело получало от мозга ранее. Теперь уже мозг, закончив собственную трансформацию, начинать изменять тело.

Этот процесс сопровождается головокружением, звоном и шумом в ушах, кровотечением из носа, внезапным и сильным слюнотечением и многими разными другими явлениями, перечисление которых может занять достаточно много времени, так как у разных людей они проявляются по-разному. Важное и общее для всех явление – это появление звёзд: серебряных, синих, фиолетовых. Они появляется и при закрытых глазах, на так называемом ментальном экране, но в некоторых случаях могут быть видимы и открытыми глазами.

Возможно появление целых созвездий и огненных цветов (пятен, различных геометрических фигур), образующихся как бы из слияния пламени многих огней или свечей в одно целое. Все эти звёздочки и созвездия никогда не стоят неподвижно, но все время находятся в движении, исчезают и появляются снова. Их появление означает реальные изменения в восприятиях человека, свидетельствующих о процессе его эволюционного изменения. Но бывают звёзды черные, которые являются вестниками не блага, но опасности, угрожают здоровью или обозначают приближение к человеку темного существа из астрального мира. Они представляют собою небольшое черное пятно, величиною с горошину и немного больше, с небольшим светлым ободком вокруг. Но не стоит их пугаться, так как вы уже под защитой высшей силы – энергии Кундалини. Эта энергия постепенно размывает эти черные звёзды, а вместе с ними и содержащиеся в них программы возможных в вашей жизни будущих проблем, неудач, болезней.

Кроме появления звёзд обнаруживаются и другие явления. Иногда появляются запахи неизвестного происхождения, как очень приятные, так и отвратительные. Иногда человек замечает излучения других людей, иногда ощущает присутствие существ невидимого мира, их прикосновения и идущие от них токи – либо холодные, либо теплые, в зависимости от того, обитатель какого мира появился среди нас. Более подробно об этих необычных проявлениях Кундалини вы сможете прочитать в следующих главах этой книги.

Главной же опасностью, приводящей ко всем несчастьям, связанным с восхождением энергии Кундалини, становится невежество как самого человека, как и его окружения. Незнающий человек или торопится попасть в число "достигших" вершин просветления и, с этой целью, применяет разные недопустимые приемы, как он полагает, ускоряющие этот процесс. Считает, например, что раскрытие высших способностей может быть произведено любым шарлатаном, назвавшимся Учителем из Индии или Тибета. Потенциальные жертвы невежества не знают, что хотя энергия Кундалини, действительно, может быть выведена из спящего состояния искусственными приемами, но приведенная подобным способом в действие, она жестоко покарает того, кто нарушил законы постепенности процессов изменения личности. Не спешите прыгать через ступеньки – это может привести к тому, что вы не взлетите вверх, а сорветесь в пропасть. Процесс восхождение Кундалини – это поднятие к вершине горы, по узкой и горной тропинке, проходящей над бездонной пропастью…

В процессе восхождения появляется и весьма ценное качество – утонченность восприятий. Благодаря постоянной связи раскрывшихся центров весь организм человека утончается, его органы чувств все более становятся способными к восприятию самых тонких энергий, которые и являются самыми могущественными. Он понимает без слов, видит сквозь препятствия, слышит голоса и звуки с самых дальних расстояний. Он ощущает многое такое, что совершенно недоступно для грубых чувств обычных людей. Раскрытые центры – средство общения с Высшими Сферами и мост между грубыми и тонкими мирами. Постепенно разрушаются преграды в виде времени и расстояния. Даже громадные расстояния не являются преградой, для принятия, например, мыслей другого человека.

Когда этот процесс завершается, наступает психологическая зрелость, эмоциональная уравновешенность, личностный рост и духовное пробуждение. По причине того, что этот процесс является возрождением или эволюцией, взрослый человек, как и ребенок, на начальных стадиях этого процесса испытывает смятение, страх и беспомощность.

Отсутствие необходимой информации об этих процессах и их последствиях часто приводит наиболее чувствительных личностей в психиатрические лечебницы, где их безуспешно пытаются «лечить» – фактически, от эволюции. Я очень надеюсь, что многим таким людям прочтение этой книги поможет преодолеть страх перед непонятными явлениями и процессами, происходящими с ними. И вполне осознанно переживать эволюционные процессы воздействия Кундалини на все его структуры.

Процесс пробуждения Кундалини может быть одновременно благословением и проклятием. Благословение проявляется в увеличении знания и восприятий, в получении доступа к той потенциальной энергии, которая впоследствии может быть применена в самых различных областях жизни. Таких, как творчество, целительство и помощь другим людям, а также в улучшении здоровья и установлении эмоционального баланса и духовного равновесия – как своего, так и окружающих вас людей. А чаша проклятия минет читающих эти строки.

Когда пробуждается Кундалини, вы созерцаете божественные образы, ощущаете божественный аромат, божественный вкус, божественные касания, слышите божественные звуки. Вы получаете инструкции от Бога. Это указывает на то, что пробудилась Кундалини Шакти. Когда в муладхаре (это чакра или энергетический центр, расположенный в промежности тела) имеет место пульсация, когда волосы становятся дыбом – знайте, что эти признаки указывают на пробуждение Кундалини.

Когда дыхание останавливается без какого-либо усилия, знайте, что Кундалини Шакти стала активной. Когда вы чувствуете потоки энергий, поднимающейся вверх к голове, когда вы испытываете блаженство, когда вы автоматически повторяете ОМ, когда в уме отсутствуют мысли о мире, – знайте, что пробудилась Кундалини Шакти!

Когда вы ощущаете в различных частях тела вибрации энергий; когда вы испытываете подёргивания как при ударе электрическим током, – знайте, что Кундалини стала активной. Когда вы чувствуете, что тело как будто исчезло, когда ваши веки станут замкнутыми, и не будут открываться, несмотря на ваши усилия, когда потоки, подобные электрическим, потекут по нервам вверх и вниз, – знайте, что пробудилась Кундалини!

Когда к вам приходит вдохновение и проницательность, когда природа раскрывает вам свои тайны без малейшего усилия с вашей стороны и исчезают всякие сомнения, вы ясно понимаете значение Ведических текстов, которые раньше были совершенно недоступны для вас – знайте, что Кундалини стала активной.

Когда ваше тело становится лёгким, как воздух, когда ваш ум остаётся уравновешенным в условиях, вызывающих беспокойство, когда вы обладаете неистощимой энергией для работы, – знайте, что Кундалини стала активной.

Когда вы получаете божественное «опьянение», когда вы становитесь обладателем завораживающей ораторской способности, – знайте, что пробудилась Кундалини. Когда вы сочиняете красивые возвышенные гимны и невольно пишите стихи, – знайте, что Кундалини стала активной.

Я понимаю, что для многих то, что написано выше, может показаться нереальным, а для безнадежных материалистов – просто глупостью. Но я свидетельствую – все происходит так, как написано. Если бы только люди имели глаза и уши, которые видят и слышат то, что есть, а не только то, что хочет видеть и слышать их хозяин ум, и если бы они имели сознание, которое не спит! Имеющий пробужденное сознание, да услышит и увидит. Спящий же пусть приблизит момент своего пробуждения.

1.5. Диагноз – Кундалини: эволюция или психическое заболевание?

Поднятие Кундалини может ощущаться, в особенности в самый момент пробуждения, как страдание, внезапное попадание в темный мир души, переживание неприятных эмоциональных и физических ощущений. Пробуждение также может вызывать сильную боль, которую врачи не смогут диагностировать, и скорее всего назовут нервным расстройством. Есть мнение, что до 30 процентов пациентов психоневрологических клиник переживают именно эти процессы.

Незнание и непонимание происходящего превращает испытывающих эти ощущения – в глазах окружающих людей и их собственных – в психотиков, которым требуется психиатрическая помощь. И их начинают «лечить» – на самом деле, от происходящей в них эволюции сознания и тела. Многие, даже тяжелые формы психозов, на самом деле обусловлены громадным потоком этой неуправляемой нервной энергии, быстрыми сдвигами в сознании, быстрым растворением эго человека. Всё это, естественно, не обязательно протекает гладко. Главная причина затруднений состоит в том, что человек просто оказался физически, психологически и информационно не готов к происходящему с ним.

Такое «жёсткое» пробуждение Кундалини может привести к тому, что обычно называют "духовный кризис". Ощущения этого этапа бывают весьма разнообразными. Они включают в себя блаженство, экстаз, радость, единение со всей Вселенной, но почти одновременно, в соседние моменты времени – боль, отчаяние, смятение и страх. Когда я проходил через подобные состояния, то первые несколько месяцев были очень тревожными. Но потом попросил помощи у своих друзей, среди которых нашелся человек, высказавший предположение, что все эти мои проблемы обусловлены процессом подъема энергии Кундалини.

Этот совет мне очень помог, но в то же время он меня огорчил. Ведь если бы я знал об этом заранее, скольких неприятных ощущений, страхов, растерянности я бы мог избежать! Да и лишней боли… Я тут же кинулся искать и изучать книги про Кундалини – и мои неприятные ощущения почти сразу же стали менее острыми, и весь процесс приобрел осознанный характер.

Весна Кундалини

Представьте, что ваше тело - это забытый в саду шланг, в который набралась вода и замерзла с наступлением холодов. Ранней весной вы не сможете пользоваться шлангом – пробки из льда и грязи не пропустят воду.

Зимой вам не нужно было поливать сад, и вас совершенно не беспокоило состояние шланга. Если весной вы включите воду, то из шланга появится только маленькая струйка. Возможно, раньше вам этого хватало. Что же будет, если вы подадите полный напор воды? Шланг будет раздуваться (хорошо, если не лопнет!) до тех пор, пока не сможет пропустить достаточное количество воды. Сила потока воды приведет к тому, что все барьеры будут сметены, и тогда шланг станет нормально функционировать.

То же самое происходит и с энергетиче­ской системой человека при пробуждении Кундалини, хотя она, разумеется, намного сложнее, чем простой шланг. Сильный всплеск энергии Кундалини может привести к быстрому устранению этих барьеров и рас­чистке энергетических каналов. Внезапное растворение и разрушение этих барьеров и является причиной появления различных опи­санных ниже симптомов.

Начальные симптомы проявления Кундалини оставляют в памяти испытавших их людей глубочайший след. И в то же время они знаменуют собой начало длительного периода времени – занимающего иногда десятки лет – в течении которого человек живёт в окружении чудес. И всё это сопровождается нарастающими изменениями в ощущениях, во взглядах на жизнь и в самой жизни.


Похожая информация.


Я увидел мир по-новому - и он был искажен и неуправляем, и я не мог быть рациональным. Я пребывал в маниакально-депрессивном состоянии, настроение мое колебалось от эйфории до полного сжатия на себя, от раскрытия до стремления к самоубийству, и я думал, что энергия, возможно, убьет меня каким-то образом... Роб.
Внезапно у меня стали возникать неконтролируемые приступы плача. Приступ обычно начинался с чрезвычайно мучительного состояния. Я плакал и всхлипывал непроизвольно самым жалким образом. А потом автоматически приходил в себя (Б.С.Гоэл). [Гоэл Б.С. Третий глаз и Кундалини. Индия: Общество Третьего Глаза, 1985, стр. 67]
Прогуливаясь по Нью-Йорку, я пытался прикасаться к людям и благословлять их. В тучах над городом я видел ужасные лица. Когда в такси, на котором я ехал в аэропорт, внезапно поднялся капот, я сделал странную вещь - отдал водителю все мои деньги и оставшийся путь прошел пешком. В аэропорту я пришел в страшное замешательство, а у билетной кассы упал в обморок... (Марк) Некоторые из более сложных эмоциональных состояний, которые могут сопровождать пробуждение Кундалини, наталкивали некоторых клиницистов на мысль, что происходящий процесс - не что иное, как психоз, неврологическое расстройство или маниакально-депрессивное заболевание. У большинства людей не возникает настолько серьезных проблем, но все же их раздражает возникновение непредсказуемых эмоций и волнений, которые могут заставить их прибегнуть к психотерапии. Наиболее часто упоминаемые эмоциональные состояния Сильные колебания эмоций. Депрессия, беспокойство, гнев, чувство вины. Уверенность в том, что человек умирает. Временная путаница мыслей и трудности с выполнением рабочих заданий. Ритуальное поведение. Бессонница. Импульсивные желания коренным образом изменить свою жизнь. Не характерное для данного лица сильное половое влечение. Временные проблемы с половой принадлежностью. Вера в то, что люди влияют на энергетическое поле пациента, и что он влияет на других. Чувство связи с существами или наставниками из других измерений. Симптомы психических заболеваний, т. е. видение образов, света, или слышание звуков. Симптомы пограничных состояний, т.е. беспорядочность мыслей, нерешительность, вопросы о пределах допустимого в поведении. Нарциссические симптомы, особенно напыщенность и надменность. Вхождение в транс или полубессознательные состояния.
Из-за схожести некоторых из этих симптомов с психическим срывом и отсутствия любой другой диагностической категории, позволяющей психотерапевтам классифицировать случаи галлюцинаций, несколько авторов исследовали связь между Кундалини и психозами. Гопи Кришна, Ли Санелла, Ицхак Бентов и другие предполагают, что некоторые психические срывы связаны с процессом пробуждения, который либо пошел с искажениями, либо с ним неправильно обращались. Бентов утверждает, что от 25% до 30 % всех диагностированных шизофреников могут быть жертвами подобных недоразумений [Бентов И. Следя за безумным маятником. Нью-Йорк: Бентам, 1977, стр. 213]. Психиатры Джон Перри и Р.Д.Лейнг проделали замечательную работу по проведению людей с симптомами психических заболеваний через трансформирующий процесс духовного исцеления, что ставит под сомнение взаимосвязь обусловленность этих расстройств пробуждением Кундалини. Отличное исследование их методов можно найти в антологии Духовная авария [Гроф и Гроф, 1989]. Я не верю, что пробуждение Кундалини вызывает психоз, или что, наоборот, духовные компоненты психотических переживаний служат доказательством того, что Кундалини пробудилась. Но возможно, что оба явления происходят одновременно благодаря слабым границам эго и легкости вхождения в необычные состояния осознания, которая часто наблюдается при психическом заболевании. Также возможно, что беспорядочное возмущение энергетических полей, имеющее место при психозе, может вызвать физиологические симптомы, схожие с теми, которые возникают при движении пробужденной Кундалини. И разделяю мнение Бентова и других, отмечавших, что пробуждение Кундалини нередко принимается за нечто иное, что ведет к неправильному лечению и может увеличивать вероятность психического срыва или приводить к изнуряющему пациента продолжительному ослаблению его эго. Первое в своем роде исследование, призванное разграничить два упомянутых выше переживания, провел офтальмолог и психиатр Ли Санелла; это исследование опубликовано сегодня под названием Переживание Кундалини.

Иногда люди боятся, что они психически больны, когда начинают проявляться крийи, незнакомые внутренние ощущения, из-за того, что у них появляются видения или они издают странные звуки.

Если у них нет познаний, которые помогли бы им понять эти состояния, и если им поставлен неправильный диагноз или они подвергаются лечению психотропными препаратами, у них могут развиться серьезные психические расстройства, так как они считают себя психически больными, а сознание их при этом на самом деле спутано под действием лекарств. Важно понимать, что духовные упражнения и прозрения оказывают на человека мощное психологическое воздействие и способны вызывать кризис, именуемый в трансперсональной психотерапии духовной аварией, то есть непредвиденной задержкой на пути духовного роста. Мать, которая тесно сотрудничала со Шри Ауробиндо и в течение многих лет возглавляла его организацию, писала о психологическом влиянии практики йоги следующее:
Йога в своем процессе очищения обнажит и поднимет наверх все ваши тайные импульсы и желания. И вы должны научиться не прятать ничего и не откладывать в сторону, вам придется встречаться со всем лицом к лицу, побеждать и формировать заново. Первый эффект йоги заключается в том, что она снимает ментальный контроль, и все желания, которые дремали в человеке, внезапно освобождаются, бросаются вперед и захватывают его существо. И этот переходный период, в ходе которого ваша искренность и смирение будут подвергаться испытанию, будет длиться до тех пор, пока ментальный контроль не будет замещен божественным [Без автора. Слова Матери. Пондишерри: Ашрам Шри Ауробиндо, 1912, стр. 43].
Ауробиндо также писал о психологическом влиянии духовной жизни. В обычной жизни люди воспринимают витальные движения вроде гнева, желания, жадности, секса и т.п. как нечто естественное, дозволенное и законное, как часть человеческой природы... духовная же жизнь требует власти над всем этим... вот почему борьба ощущается острее - упорная борьба между духовным умом и витальными движениями, которые сопротивляются и цепляются за старые привычки... что до садханы (духовной практики), которая пробуждает подобные вещи, то многие из них мы просто не сознаем, так как витал прячет их от ума и бессознательно потакает им... в йоге же скрытый мотив извлекается на поверхность, рассматривается и уничтожается. Кроме того, могут прорываться некоторые вещи, подавленные в нашей натуре, находя свое выражение в форме нервных реакций или расстройств ума, витала или тела - этот факт раздувается психоанализом,- в ходе садханы надо сознавать их и избавляться от них. Их нужно не осуществлять, а только выпускать на поверхность сознания [Ауробиндо Ш. Письма Шри Ауробиндо, первый выпуск. Бомбей: Ашрам Шри Ауробиндо, 1950, стр. 176].
Ауробиндо считал, что к безумию приводит не стремление к божественному единению, но то, как люди с определенной предрасположенностью реагируют на определенные энергии. Он говорил, что в своей жизни был свидетелем только трех случаев, когда занятия йогой привели человека к краху. Он указал, что эти люди страдали сексуальными отклонениями, повышенной амбициозностью и манией величия, а также имели неуравновешенную и слабую нервную систему, подрываемую следованием неконтролируемым импульсам вместо применения сильной воли, чтобы сдерживать их. Он утверждал, что там, где присутствуют проблемы с эмоциональным состоянием, причину нужно искать в наследственной предрасположенности, предродовых или родовых обстоятельствах, или недостаточной уравновешенности нервной системы. Взволнованность или сильный стресс при медитации не вызвали бы нервных проблем без этих предрасполагающих факторов [Ауробиндо Ш. Письма о йоге, в четырех частях. Пондишерри: Центр Международного Университета Шри Ауробиндо, 1971, стр. 1767].
Вопросы, касающиеся предварительной психической устойчивости у тех, кто решил заниматься духовными практиками, более часто возникают на Западе, чем на Востоке, где должные приготовления и моральное отношение считаются необходимыми условиями для занятий йогой. Несколько западных психотерапевтов обращают внимание на отличие тех, кто занимается медитациями, в этих культурах. Энглер приводит несколько случаев изучения западных и восточных учеников, практикующих випассана-медитацию, которые показывают, что процесс духовного развития у жителей Запада проходит сравнительно медленнее. Он объясняет это тем, что западные ученики задерживаются на психодинамическом уровне практики, а также тем, что на них влияет усиление работы воображения, мечтания, различные возникающие в уме образы, непрерывный поток мыслей и неустойчивое эмоциональное состояние во время выполнения медитаций. Он подметил тенденцию скорее погружаться в содержание того, что сознается, вместо того, чтобы просто наблюдать за процессом. Кроме всего этого, он указывает, что западные ученики развивают слишком сильную привязанность к учителям, они подвержены быстрым и крайним колебаниям между верой во всемогущество и полным разочарованием. Энглер заметил также, что много тех, кто начинал интересоваться буддизмом и посещать места, где занимаются медитацией, проявляли тенденцию избегать выполнение существенных для развития заданий и применять медитативные методики для решения личных проблем. Буддистское учение о том, что человек не имеет устойчивого я и не является таковым, нередко ложно интерпретируется в том смысле, что нам не нужно трудиться над задачей формирования собственной личности или выяснения, кто я, что я могу, что мне нужно, за что я отвечаю, как я отношусь к другим я и как мне следует или как я могу распорядиться своей жизнью [Энглер Дж. Лечебные цели в психотерапии и медитации: Стадии развития в представлении о себе. Журнал трансперсональной психологии, 1984, 16 (1), стр.35].
В заключение Энглер говорит, что в худших своих проявлениях эти слабости и расстройства самоопределения личности носят патологический характер, и что многие из таких учеников функционируют на грани нормы и патологии или на нарциссическом уровне организации и функционирования личности. В этом случае опора на идеалы, связанные с преодолением эго, может стать оправданием существенной слабости личного я и человек может ошибочно принять отсутствие личностного наполнения за просветление. К тому же он может усмотреть в идеале просветления вершину личного совершенства, на которой все мыслимые проблемы снимаются и человек становится цельным и неуязвимым. Это может подкрепить его нарциссическое стремление к совершенству и желание ощущать свое превосходство над окружающими.
Когда на пути духовного развития возникают проблемы вроде пограничных состояний или нарциссической патологии, или когда у человека с подобными проблемами происходит пробуждение Кундалини, можно предвидеть серьезные трудности с личной самотождественностью и духовной интеграцией, то есть включением плодов духовного развития в личный опыт индивида. Возможно, именно этим объясняются некоторые случаи распада личности или появления явных признаков психических расстройств, приписываемых процессу духовного пробуждения. Эти люди не в состоянии выполнить более глубокую работу по самопреобразованию, не выполнив предварительные заданий по структурированию своей личности и нормализации ее функционирования. До того, как начнется развитие человека, может возникнуть необходимость в постепенном уходе от духовных практик и связанных с ними процессов. Но подавляющее большинство людей, кто активно и эмоционально реагирует на Кундалини, не относятся к этой категории.
Согласно Эпштейну и Льефу [Эпштейн М. и Льеф Д. Психиатрические осложнения в ходе практике медитации. Журнал трансперсональной психологии, 1981, 13 (2), стр.137-145], клиницистами были замечены также другие осложнения, возникающие в ходе практики медитации. К ним относятся острое ощущение деперсонализации, иногда с внезапными приступами волнения, напряжения, возбуждения и беспокойства, сильнейшая эйфория и фантазии на тему собственного величия. Уолш и Рош [Уолш Р. и Рош Л. Учащение острых психотических приступов в результате усиленных занятий медитацией у индивидов, страдавших шизофренией. Американский журнал психиатрии. 1979, 136, с.1085-1086] описали психотические приступы, отмеченные манией преследования, возбуждением и попытками самоубийства, которые имели место у трех болевших ранее шизофренией индивидов после того, как те приняли участие в интенсивных медитативных тренингах включавших голодание и отказ от сна. Глюк [Карпентер Д. Медитация, эзотерические традиции: Вклад в психотерапию. Американский журнал психотерапии, 1977, 31, с.394-404] описал два случая психотических приступов после тренинга по трансцендентальной медитации (ТМ) у молодых пациентов, применявших ранее ЛСД. Психолог Дэвид Люкоф предложил диагноз мистический опыт с психотическими признаками для тех пациентов, психотические состояния которых сочетаются с мистическими переживаниями, побуждая клиницистов разрабатывать альтернативные стратегии лечения, способные им помочь. Ему кажется, что у некоторых людей психические отклонения возникают как реакция на появление переживаний, связанных с духовными практиками, и психоз в этих случаях может быть частью процесса роста и привести к положительным результатам, если будут использованы правильные методики лечения. Люкоф предлагает подход, который предоставляет пациентам широкую свободу для выражения своих верований, чувств и возникающих символических образов и включает помещение их в храмовую обстановку, например, в частный дом или учреждение небольничного типа, которое является частью религиозной общины, где друзьями и родственниками обеспечивается двадцатичетырехчасовой уход за пациентом [Люкоф Д. Диагноз мистического опыта с психотическими признаками. Журнал трансперсональной психологии. 1985, 17(2), с. 176-177]. Эрих Ньюман писал, что для эго мистическое столкновение с не-эго всегда пограничный опыт, потому что при этом эго всегда движется к чему-то, что лежит за пределами сознания и его мира, с которым налажена рациональная связь. Эта внешняя область действительно, с точки зрения цельной личности, которую она трансформировала, является главным образом созидающей, но с точки зрения сознания это область ничего [Эрих Ньюман. Мистический человек. Весна. Нью-Йорк: Клуб аналитической психологии, 1961, стр.17]. Это бы сделало процесс пробуждения Кундалини чрезвычайно сложным, если не невозможным, для людей с пограничными психическими состояниями или психическими патологиями, так как они бы могли замкнуться на патологии; но важно помнить, что пациенты могут иногда демонстрировать симптомы пограничных состояний или психических отклонений, переживая эту встречу со сверхчувственным, даже если это не является частью их обычного психического состояния.

Кроме риска быть признанными психически больными люди, как утверждали Ауробиндо и Мать, на протяжении процесса пробуждения Кундалини подвержены беспорядочным эмоциональным порывам.

Некоторые из более неприятных эмоций, сопровождающих процесс, - это страх, сомнение, гнев, депрессия и иррациональная влюбленность (влюбленность в кого-то по-видимому совершенно неподходящего, или безумная влюбленности в гуру, учителя или психотерапевта).
Не все проходят через все упомянутые состояния. Нужно помнить, что неповторимость жизни каждого человека и предшествующей внутренней работы, самодисциплина, интеллект и эмоциональные склонности и, возможно, прошлые жизни могут иметь влияние на схему прохождения процесса. Исходя из моих исследований я прихожу к тому выводу, что люди сталкиваются не столько с натиском новых проблем, сколько с более интенсивным проявлением тех своих неразрешенных вопросов, которые всегда у них имелись на каком-то уровне.
Одной из наиболее частых эмоциональных проблем является страх смерти. Многие люди демонстрировали чрезвычайно сильные приступы беспокойства, убежденные, что какая-то проблема с телесным здоровьем - начало конца их жизни. Приступы беспокойства, обостренные такими тревогами, встречаются часто. Эго терпит смерти подобное крушение, что, вероятнее всего, и объясняет страх физической смерти в процессе пробуждения.
Еще одно часто встречающееся явление - это резкие и непредсказуемые колебания настроения от глубокой депрессии до эйфории, сменяющие друг друга иногда несколько раз на день, а иногда длящиеся неделями. Это часто связано с блаженством и ясным осознанием запредельных реалий, вслед за чем следует болезненное осознание того, как мало человек привязан к событиям и радостям обычной жизни, которые когда-то вполне удовлетворяли его. Иногда это состояние более схоже с классической темной ночью души, когда контакт со божественным исчез, и человек больше не знает точно, был ли он на самом деле, или сильно сомневается в том, что он когда-то повторится.

Ирина Твиди находилась именно в таком состоянии, когда писала в своем дневнике:

Все кажется темным и безжизненным.
Нет Бога, которому можно молиться. Нет надежды. Совсем ничего нет. Ум заполняет таившийся где-то глубоко внутри протест... только на этот раз он значит для меня меньше, чем обычно [Твиди И. Огненная бездна, Великобритания: Элемент, 1979, стр.207]. Последствием такого расставания со божественным является ужасающая пустота, пока не будет завершено полное пробуждение, потому что вероятнее всего, что человек настолько изменился к этому времени, что лишь некоторые обычные радости сохранили для него привлекательность, а, возможно, таких не осталось вообще. Духовные учителя говорят, что именно в это время больше всего нужно опираться на память и видения картин раннего детства, а также более интенсивно заниматься духовными практиками, каким-то образом сохраняя веру в то, что впереди - следующий шаг в развитии процесса. Эмоциональные взлеты и падения можно также рассматривать как колебания между эго и Собой, которые неизбежны, пока человек не стабилизирует деятельность энергии и сознания, разрушающих известную ему ранее систему. Этой стабилизации способствуют образ жизни, соответствующий потребностям устанавливающегося духовного сознания, решение дремлющих психологических и эмоциональных проблем и следование соответствующим духовным практикам. Способы лечения, которые касаются эмоциональных сдвигов, сопутствующих пробуждению Кундалини, будут более широко обговариваться в следующей главе этой книги.

Это энергия жизненной силы. Считается, что у непробужденных энергия покоится в спящем состоянии в основании позвоночника. У пробужденных же энергия движется по спирали вверх, активируя каждую чакру и превращая человека в пробужденного гуру.

Этот процесс может быть одним из наиболее травматичных и запутанных в вашей жизни. Что вы не можете сказать в начале, так это то, что вы, на самом деле, проходите процесс глубокого очищения, из которого вы выйдете более сильным и уравновешенным, чем когда-либо прежде.

Да, есть над чем подумать…

Многие верят, что пробуждение кундалини это процесс достижения полной нирваны, и это в определенной степени правда.

Вот как узнать, находитесь ли вы в этом процессе:

  1. Вы вступаете в процесс эмоциональной расплаты. Ваш разум прокручивает картинки предыдущих опытов, о которых вы или сожалеете, или наоборот рады, что они у вас были.
  2. Вы распаковываете накопившиеся годами энергетические блоки, которые мешали вам быть в настоящем моменте. Это означает, что вы тратите слишком много времени на мысли о прошлом: что произошло и как бы вы хотели это изменить. Пришло то самое время примириться со всем и отпустить!
  3. Чисто физически вы можете ощущать такие симптомы, как частые ночные пробуждения, потливость, плач и даже испытывать буквальные ощущения внезавного прилива энергии, поднимающейся по позвоночнику.
  4. Вы испытываете внезапную потребность радикально поменять свою жизнь. Это может включать в себя все: от диеты и работы до людей, с которыми вы по обыкновению проводите время.
  5. Вы осознаете, что ваш разум является единой преградой на пути к присутствию в настоящем и ощущению счастья в моменте. Вы начинаете осознавать, что ваше эго держит вас в ловушке «готовности к худшему»: в то время, как в реальности - это всего лишь уловка ума, мешающая вам, будучи до краев наполненным энергией, наслаждаться текущим моментом.
  6. Ваша жизнь удивительным образом синхронизируется, вещи происходят сами собой, и вам остается только восклицать: хм, как это было круто.
  7. Ваши способности к эмпатии усиливаются как никогда ранее. Это подобно тому, что вы можете испытывать точно те же чувства и эмоции, что и другой человек испытывает в этот же самый момент. Поначалу это может показаться невероятным, но в действительности это знак открытия вашего третьего глаза и знакомства с истинной природой, коей является единство.
  8. Вы испытываете сильное желание как можно чаще бывать на природе.
  9. В вас зарождается сильное желание избавиться от плохих отношений, беспорядка в доме, старых привычек, мешаюших вам развиваться…все это нужно отпустить.
  10. Вы начинаете совершенно по-другому смотреть на многие уже существующие системы и структуры, на религию и политику, осознавая, что корень их существования - в служении человечеству.
  11. Вы время от времени испытываете эмоциональные всплески. На самом же деле вы имеете дело со старыми непрожитыми чувствами.
  12. В вас появилась серьезная потребность в служении другим. Вы понимаете, что поскольку все мы единое целое, посвятить жизнь помощи другим людям - самая благородная и благодарная вещь на свете.
  13. Вы сердитесь на то, что вам не было дано, и на всю ту боль, которую вам пришлось прожить. Постепенно эта злость превращается в принятие, поскольку вы начинаете воспринимать каждую часть своего пути как опыт, а не врага.
  14. Вы осознаете что жизнь с вами никогда не происходила, она лишь отражение вас. Все, что вы вкладывали в нее, вы получали обратно.
  15. Вы чувствуете мистическое единение с божественным. Вы видите в себе божественное начало и признаете божественность в каждом живом существе, окружающем вас.
  16. Вы осознаете, что не можете ждать другого момента, чтобы начать жить, потому что жизнь - это то, что происходит здесь и сейчас, и всегда будет. Вы принимаете, что полностью отказались от радости жить в угоду процессу ожидания этой радости.

Случается, что чувство покалывания или оцепенения может сопровождаться внутренней вибрацией и дрожью. Следует отметить, что это ощущение может возникать в любой части тела, особенно часто оно появляется в ногах.

По причине того, что симптомы часто начинаются в нижних чакрах, в нервных окончаниях низа спины, сначала ощущения могут появиться в ступнях, в пальцах ног. Тибетская философия учит, что первая чакра расположена на ступнях ног, этим и объясняется появление таких ощущений в пальцах ног. По мере того как энергия будет распространяться, эти ощущения могут распространиться на все тело. Также возможно возникновение самых разных болевых ощущений: от боли в мышцах до жестоких головных болей.

Визуальные симптомы
Спектр визуальных симптомов может быть весьма широким: от коротких вспышек света где-то в глубине головы до возникновения образов и пугающих галлюцинаций. Случается, что человек видит "семя света" - крошечную светящуюся точку, которая появляется в области третьего глаза, между бровями. Иногда свет возникает между вами и предметом, на который вы смотрите. Семя света может появиться, когда вы находитесь в состоянии медитации, но потом оно может продолжать появляться и в то время, когда вы находитесь в нормальном состоянии бодрствовании, когда ваши глаза открыты.

Изменения температуры
Ощущение жара может проявляться двумя способами. К примеру, общий жар может вызывать движение энергии. Также возможно, что конечности, а в особенности руки, станут горячими на ощупь.

Изменения дыхания
Эти изменения довольно часто происходят во время медитации. Дыхание может становиться учащенным или, наоборот, замедляться. Оно бывает резким и частым, но может быть медленным и плавным.

Изменения, связанные с эмоциями
Во время энергетического пробуждения для эмоций не существует никаких границ. Вы можете испытывать блаженство, гармонию, умиротворение, радость, а наряду с этими чувствами - испытывать отчаяние, неуверенность в себе, страх и даже безумие. Весьма часто люди мучаются от недостатка уверенности в себе, что принимает самые различные формы. Вы можете начать сомневаться в своей собственной реальности. Вас могут одолеть сомнения насчет реальности всего того, что происходит вокруг вас. Вы можете удивленно спрашивать себя: "Почему именно я? Почему именно сейчас?" Вы также можете испытать чувство величия и высокомерия, которое свидетельствует о наличии барьера, мешающего свободному движению энергии. Также может возникнуть чувство изоляции, глубокого одиночества, причиной которого может быть ощущение того, что вы не похожи ни на кого, что никто не чувствует так, как чувствуете вы.

Изменения восприятия
Одним из наиболее типичных ощущений, характерных для процесса пробуждения кундалини, является возникающее во время медитации ощущение увеличения размеров, выхода за пределы собственного тела. В мягкой форме это ощущение может проявляться в чувстве независимости, отстранения от всего.

Изменения в сексуальной энергии
Энергетическая система человека сформирована таким образом, что энергия кундалини тесно связана с сексуальной энергией. Но не забывайте, что энергия кундалини и сексуальная энергия - это не одно и то же. Да, это различные виды энергии, происходящие из одного корня, но энергия кундалини более мощная, чем сексуальная энергия. Было бы даже более правильным сказать, что сексуальная энергия является одним из аспектов кундалини. Оргазм может временно стимулировать активность энергии кундалини, и после оргазма вы можете испытывать любой из описанных выше симптомов ее пробуждения. В особенности это касается физических ощущений и движений тела.

Питание
Продукты, которые вы употребляете в пищу, оказывают значительное влияние на вашу энергетическую систему. Многие люди замечали, что после пробуждения кундалини их диета существенно менялась, причем без каких-либо сознательных усилий с их стороны. Если же вы хотите, наоборот, ускорить процесс пробуждения кундалини, то вам следует есть легкую пищу. Ваше тело само подскажет, что вам нужно делать.

Медитация

Медитация представляет собой один из способов контролирования энергии кундалини. Чем больше вы медитируете, тем быстрее будет протекать процесс пробуждения кундалини. Чем чаще вы входите в активное состояние интеллекта, тем больше энергии активизируется.

Человек, переживающий период пробуждения кундалини, обязательно распознает другого человека, тоже находящегося в этом состоянии. Чтобы понять, что в другом человеке протекает тот же процесс, что и в вас самих, вам понадобится несколько часов, если не несколько минут. Вы обнаружите, что говорите на одном языке.

Пробуждение Кундалини

Иногда Духовный Поток поднимается по позвоночнику, подобно ползущему муравью. Иногда, в самадхи, душа беззаботно плавает, как рыбка, в океане божественного экстаза. Иногда, когда я ложусь на бок, я чувствую, что Духовный Поток толкает меня, как обезьяна, и весело играет со мной. Я остаюсь неподвижным. Тогда Поток вдруг, как обезьяна, одним прыжком достигает Сахасрары (теменного центра). Вот почему ты видишь, что я рывком вскакиваю. Опять же, иногда, Духовный Поток поднимается, подобно птице, перепрыгивающей с ветки на ветку. Место, где он отдыхает, горит, как огонь…. Иногда Духовный Поток ползет вверх, как змея. Двигаясь зигзагообразно, он, наконец, достигает головы, и я погружаюсь в самадхи. Духовное сознание человека не пробуждено до тех пор, пока не проснется его Кундалини.

Рамакришна, индийский святой

Описания этой разновидности духовного кризиса можно найти в древней индийской литературе. Его проявления приписывают активизации, или пробуждению, определенной формы тонкой энергии, которая называется Змеиной силой, или Кундалини. Согласно учению йоги, Кундалини (буквально, «свернутая кольцом») - это энергия, которая создает и поддерживает космос. В человеческом теле она пребывает в непроявленном состоянии у основания позвоночника. Она обладает способностью очищать и исцелять ум и тело, содействовать духовному раскрытию и поднимать человека на более высокий уровень сознания.

Спящую Кундалини традиционно представляли в образе змеи, обернувшейся три с половиной раза вокруг лингама, фаллического символа мужской воспроизводящей силы. К числу ситуаций, которые могут привести к пробуждению Кундалини, относятся интенсивная медитация, вмешательство продвинутого духовного учителя - гуру - и некоторые специфические действия и упражнения Кундалини-йоги. Иногда решающую роль могут сыграть рождение ребенка или страстный половой акт. В некоторых случаях люди переживают спонтанное пробуждение Кундалини; это может происходить совершенно неожиданно в ходе повседневной жизни без какой-либо явной причины.

Активированная Кундалини принимает свою огненную форму, или Шакти, и движется вверх вдоль позвоночника, проходя по каналам тонкого тела - нефизического поля энергии, которое, по утверждениям йогов, пронизывает и окружает физическое тело. Устраняя последствия прошлых травм, этот поток открывает семь духовных центров, называемых чакрами, которые расположены в тонком теле вдоль оси, соответствующей позвоночнику. Помимо различных трудных переживаний, сопровождающих этот процесс очищения, люди, испытывающие пробуждения Кундалини, часто описывают экстатические состояния, которые связаны с достижением более высоких состояний сознания. Среди них следует особо отметить самадхи , или соединение с божественным, происходящее, когда процесс достигает седьмой чакры на макушке головы (Сахасрары). Хотя йоги считают этот процесс крайне желательным и полезным, он не лишен опасностей. В идеале, людям, проходящим через интенсивный процесс пробуждения Кундалини, нужно руководство опытного духовного учителя.

Энергия Шакти, движущаяся по телу, приносит в сознание целый ряд ранее не осознававшихся элементов: воспоминания о психологических и физических травмах и о переживаниях в процессе рождения, а также различные архетипические образы. Когда это происходит, люди с этой формой духовного кризиса переживают богатый спектр эмоциональных и телесных проявлений, называемых крийя . Они испытывают интенсивные ощущения энергии и тепла, движущихся вверх по позвоночнику, и их телами нередко овладевают неистовая дрожь, судороги и скручивающие движения. Их психику могут неожиданно захлестывать волны сильных эмоций - тревоги, гнева, грусти, либо радости и экстатического восторга. Подавляющий страх смерти, утраты контроля над собой и надвигающегося безумия также часто сопровождают экстремальные формы пробуждения Кундалини.

Людям, вовлеченным в этот процесс, может оказаться трудно контролировать свое поведение; во время мощных приливов энергии Кундалини они часто издают различные непроизвольные звуки, а их тела движутся странным и неожиданным образом. В число наиболее общих проявлений такого рода входят беспричинный и неестественный смех или плач, говорение на незнакомых языках, пение ранее неизвестных песен и духовных гимнов, выполнение поз и жестов йоги, а также имитация различных звуков и движений животных.

Изменения восприятия при пробуждении Кундалини могут быть очень богатыми и разнообразными. Люди, вовлеченные в этот процесс, часто описывают яркие видения прекрасных геометрических форм, сверкающего света сверхъестественной красоты, сложные сцены, связанные с образами богов, демонов и святых. Они слышат внутренние звуки - от простого жужжания, гула и стрекота сверчков до небесной музыки и хора человеческих голосов. Иногда они могут чувствовать запахи изысканных благовоний (некоторые упоминают о неописуемо сладостном аромате божественного нектара). Особенно часто встречаются сильное сексуальное возбуждение и оргазмические ощущения, которые могут быть как экстатическими, так и болезненными. Эта глубокая связь между Кундалини и сексуальной энергией лежит в основе йогической практики, именуемой Тантрой, в которой ритуальное сексуальное соединение используется как средство вызывания духовных переживаний.

Тщательное изучение проявлений Кундалини подтверждает тот факт, что этот процесс, хотя он порой бывает очень напряженным и расстраивающим, по сути своей целителен. В течение многих лет мы неоднократно наблюдали, что переживаниям такого типа сопутствует резкое облегчение или даже полное исчезновение широкого спектра как эмоциональных, так и физических проблем, включая депрессию, различные формы фобий, мигрень и астму. Однако в процессе пробуждения Кундалини могут временно усиливаться различные старые симптомы и становиться явными те, что до этого были латентными. В некоторых случаях они могут имитировать различные психиатрические и общемедицинские проблемы и даже могут стать причиной ошибочного диагноза.

Хотя идея Кундалини получила наиболее утонченное и продуманное выражение в индийских трактатах, ее важные параллели существуют во многих религиях и культурах по всему миру. Одним из самых интересных примеров могут служить трансовые танцы африканских бушменов племени кунг из пустыни Калахари. Они регулярно проводят ритуалы, длящиеся всю ночь, во время которых женщины сидят на земле и бьют в барабаны, а мужчины перемещаются по кругу ритмичными, монотонными движениями. Один за другим участники входят в глубоко измененное состояние сознания, связанное с высвобождением мощных эмоций - тревоги, страха, и гнева. Часто они не способны сохранять вертикальное положение, и их одолевает неистовая дрожь. После этих дрматических переживаний они, как правило, входят в состояние экстатического блаженства. Согласно бушменской традиции, этот танец высвобождает скрытую в основании позвоночника космическую целительную силу, называемую ntum, или просто «магическое лекарство». Затем эта сила может переходить от одного человека к другому при непосредственном физическом контакте.

Идеи, сходные с концепцией Кундалини и системы чакр, существуют и у индейских племен Северной Америки. У индейцев гопи невидимые центры психической энергии весьма похожи на чакры. Джозеф Кэмпбелл также часто отмечал подобные параллельные элементы в рисунках на песке индейцев навахо. Идеи, родственные учению о Кундалини и чакрах, можно найти в тибетском буддизме, даосской йоге, корейском дзене и в суфизме.

Однако феномен активизации Кундалини встречается отнюдь не только в культурах Востока. В христианской традиции описаны сходные проявления во время практики «Иисусовой молитвы» в исихазме. Кроме того, безошибочные признаки пробуждения Кундалини в последнее время наблюдались у тысяч современных людей на Западе. Гопи Кришна, всемирно известный духовный учитель из Кашмира, сам переживший глубокий и драматичный кризис Кундалини, много лет пытался привлечь внимание западного мира к существованию этого феномена и к его важности.

Заслуга в привлечении к концепции Кундалини внимания западных профессиональных психотерапевтических кругов принадлежит калифорнийскому психиатру и офтальмологу Ли Саннелле. В своей новаторской работе «Опыт пробуждения Кундалини: психоз или выход за пределы» он с позиции западной медицины описал ту форму, какую пробуждение Кундалини принимает в нашей культуре. Саннелла уделил особое внимание медицинскому значению синдрома Кундалини и отметил, что он может напоминать многие психиатрические и даже общемедицинские проблемы, в том числе, психозы, истерию, нарушения зрения, сердечные приступы, желудочно-кишечные расстройства, инфекции мочеполовой системы, эпилепсию и даже рассеянный склероз. По этой причине Саннелла считает, что при этой разновидности духовного кризиса особенно важно медицинское обследование у знающего и опытного клинициста.

Из книги Чакры автора Ледбитер Чарлз Уэбстер

Пробуждение кундалини В то время как происходит все это астральное пробуждение, человек в своем физическом сознании еще ничего не знает об этом. Единственный путь, которым можно довести плотное тело до овладения всеми этими преимуществами, состоит в повторении процесса

Из книги Пранаяма. Сознательный способ дыхания. автора Гупта Ранджит Сен

Спонтанное пробуждение кундалини В некоторых случаях происходит спонтанное пробуждение внутренних слоев этого огня, вызывающее смутное ощущение жара. Эта энергия даже может начать самостоятельно двигаться, но такое случается крайне редко. Когда это случается, то может

Из книги Семь Центров жизненной энергии. Наука Чакр автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Сила безмолвия автора Минделл Арнольд

2. Кундалини - пробуждение жизненной силы Теоретические знания не приносят пользы. Анатомическая визуализация Кундалини при медитации бессмысленна. Я не говорю, что Кундалини или чакр не существует. Кундалини есть, чакры есть, но знания о них не приносят никакой пользы.

Из книги Неистовый поиск себя автора Гроф Станислав

Кундалини Таким образом, наши предки, судя по всему, еще очень давно интуитивно догадывались о существовании феномена «заигрываний» - энергий, которые физики приписывают квантовым волнам, первоначально называвшимся «волнами материи». В Китае такие волны связывали с

Из книги АГХОРА II. КУНДАЛИНИ автора Свобода Роберт Е.

Пробуждение Кундалини Иногда Духовный Поток поднимается по позвоночнику, подобно ползущему муравью. Иногда, в самадхи, душа беззаботно плавает, как рыбка, в океане божественного экстаза. Иногда, когда я ложусь на бок, я чувствую, что Духовный Поток толкает меня, как

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

КУНДАЛИНИ Вималананда очень тепло относился к своим скаковым лошадям и часто заходил к ним на конюшню, чтобы приласкать и угостить чем-нибудь вкусным. Он навещал даже тех кобылиц, которые больше не участвовали в скачках и доживали свои дни на конном заводе в пригороде

Из книги Йога для пальцев. Мудры здоровья, долголетия и красоты автора Виноградова Екатерина А.

Кундалини Открывая суть Кундалини, я буду опираться, как всегда, на чтение слова, просто потому, что наши предки всегда размещали объяснение в самих именах.Кундалини - корни кун-дал. Окончание - ини мы не рассматриваем, оно просто показывает женский род (ср. монахиня). Раз

Из книги Аюрведа и йога для женщин автора Варма Джульет

Из книги Жизнь есть экстаз. Практика активных медитаций Ошо автора Раджниш Бхагван Шри

Упражнение на увеличение энергии (пробуждение Кундалини) (5.2) Встаньте, поставив пятки и носки вместе, руки опустите вдоль тела и расслабьте, спину держите прямо, но без напряжения. Расслабьте левую ногу, резко согните ее в колене и ударьте пяткой по левой ягодице.

Из книги Быть выше страха автора Шереметева Галина Борисовна

Глава 6. Кундалини: пробуждение жизненной силы Никакие теоретические знания, никакие представления о кундалини не помогают и не имеют значения для медитации. Я не хочу сказать, что нет ничего такого, как кундалини или чакры. Кундалини есть, и чакры есть, но знания о них

Из книги Пранаяма. Путь к тайнам йоги автора Лисбет Андрэ ван

Глава 16. Сексуальная энергия и пробуждение кундалини Первый вопрос:Как преодолеть сексуальное желание, чтобы кундалини могла подняться вверх?На протяжении многих жизней энергия постоянно текла вниз, через сексуальный центр, поэтому, когда образуется какая-то

Из книги Энергии трансформации. Путеводитель по Кундалини автора Гринвелл Бонни

Кундалини Все энергетические тела пронизывают друг друга и зависят от подъема кундалини. Основная энергия человека, которая может дать ему наивысшую реализацию, хранится в нижних чакрах. Эту энергию стремятся поднять все, кто занимается духовными практиками. Когда мы

Из книги автора

33. Кундалини "Полюс Индивида" и "полюс Рода"Жизнь каждого индивида начинается с того момента, когда сперматозоид отца попадает в яйцеклетку матери. Миллионами они движутся к плодородной почве и борются за продолжение жизни, но только единицы, самые быстрые и самые сильные,

Из книги автора

Из книги автора

Глава 6. Пробуждение Кундалини на Западе В рассказах представителей западной культуры о пробуждении в них духовной энергии, видениях божественного или погружении в вихрь вызванного Кундалини психического переворота обычно слышится удивление, озадаченность и волнение.