5-08-2011, 18:46

Описание

Процедура проведения обследования - важный компонент диагностики. Несоблюдение правил и условий обследования может в значительной степени исказить результаты, привести к ложным выводам и рекомендациям.

Обстановка должна быть спокойной, доброжелательной, следует исключить различные помехи: шум, посторонние разговоры (по телефону), присутствие посторонних людей, в том числе родителей. Общение психолога должно быть легким, голос - негромким, необходимо продемонстрировать неподдельный интерес к ребенку и результатам его деятельности. В то же время - поощрение активности ученика не должно переходить в оценивание успешности выполнения задания - психолог не должен занимать позицию педагога. Особенно недопустимы негативные оценки результатов выполнения проб.

Психолог должен вызвать интерес у ребенка к предлагаемым заданиям и собственной личности. Отсутствие заинтересованности может привести к неправильным выводам о возможностях ребенка.

В процессе обследования необходимо создать атмосферу доброжелательного сотрудничества. В то же время психолог на этом этапе не должен брать на себя обучающую функцию и предоставить инициативу в выполнении заданий ребенку.

1. Проба на развитие реципрокной координации движений (проба Озерецкого)

Реципрокная координация рук - функция подкорковых образований, обеспечивающих взаимодействие полушарий мозга и соответственно координационную работу левой и правой рук.

Ребенок должен продемонстрировать умение одновременно сжимать в кулак и разжимать кисти рук по образцу, показанному экспериментатором. Взрослый кладет кисти рук на стол и, сжав в кулак одну из рук, плавно меняет положение кистей, выполняя одновременное сжимание одной кисти в кулак и разжимание другой. Инструкция ребенку: «Посмотри внимательно и сделай, как я. Делай до тех пор, пока я тебя не остановлю».

Если ребенок не может повторить движения после показа, повторный показ сопровождается словесной инструкцией: «Положи обе руки на стол - вот так. Одну сожми в кулак, а другая пусть пока лежит спокойно. Теперь положи руки вот так. Продолжай вместе со мной».

Необходимость развернутой инструкции уже свидетельствует о недостаточности межполушарной координации, однако вторая проба поможет психологу понять, насколько значителен и стоек данный дефект, насколько быстро возможно формирование двигательного навыка.

Плавность и одновременность-изолированность смены рук, уровень координации движений;

Степень автоматизации движений, максимальный темп выполнения (ребенка можно специально попросить выполнять действия быстрее, «быстро, как ты можешь»);

Степень истощаемости: насколько быстро ребенок начинает допускать ошибки сбои в выполнении, снижает темп, отказывается от выполнения задания; в норме ребенок должен выполнять задание в достаточно быстром темпе не менее 15 секунд;

Наличие устойчивых персевераций (стереотипных повторов двигательных ошибок).

2. Тесты на динамически праксис.

Цель этих тестов - исследование динамической организации движений на уровне коры больших полушарий, способности выполнять действия по определенной программе. Выполнение заданной программы предполагает понимание поставленной задачи, удержание программы в памяти, способность к контролю и оценке собственных действий.

Ошибки в этих тестах говорят об инертности в двигательной сфере и нарушениях заднелобных отделов коры левого полушария.

а) проба «кулак-ребро-ладонь»

Проба выполняется одной рукой - по спонтанному выбору ребенка. Взрослый предлагает посмотреть, какое действие он покажет, и повторить его: «Посмотри, как делаю я, и повтори движения. Делай до тех пор, пока я тебя не остановлю». Положив руку на стол, экспериментатор 2-3 раза молча демонстрирует последовательность движений, сжимая руку в кулак, ставя ее на ребро ладони, кладя ладонь на стол. Учащийся должен понять последовательность движений и воспроизвести их. Движение выполняется ребенком до тех пор, пока не будет дана команда: «Достаточно».

При необходимости (наличии сомнений в полной сохранности функций, вопроса о способности к переносу заданной программы, сомнении относительно ведущей руки и т.д.) можно попросить ребенка выполнить данный алгоритм движений другой рукой.

Еще один вариант пробы - изменение программы движений, например, «ребро-кулак-ладонь». Подобный вариант задания демонстрирует сохранность исследуемых функций, способность к быстрой переключаемости, смене действий и деятельности. Однако ригидность, застревание (воспроизведение первого варианта программы), смешение двух алгоритмов движений могут не только свидетельствовать о наличии очагов органического поражения, но и являться индивидуальной особенностью нервной системы. Для выяснения этого вопроса требуются дополнительные тестовые задания. Поэтому окончательные выводы о степени и характере нарушений никогда не делаются на основании одного тестового задания.


Наличие персевераций;

Трудности переключения с одного элемента на другой;

Плавность выполнения движений;

Замедленность выполнения действий/максимально доступный темп;

Трудности запоминания программы (нарушение заданной последовательности движений внутри серии).

б) графическая проба «забор»

Психолог на листе бумаги А4, положенном по отношению к пишущему горизонтально (чтобы строка была максимально длинной), задает образец «забора» (рис. 1) и предлагает ребенку продолжить действие по образцу: «Продолжай рисовать "забор" по моему образцу до конца листа, не отрывая руки от бумаги. Начинай там, где остановился я».

Взрослый рисует не более двух-трех серий рисунка.

При неясности для экспериментатора некоторых диагностируемых критериев (в частности, способности сохранять программу действий без зрительной опоры на образец - при отсутствии такой способности ребенок постоянно соотносит, смотрит на образец во время выполнения действия) можно предложить учащемуся выполнить задание с закрытыми глазами, первоначально установив руку ребенка на начало строки. Это более трудный вариант выполнения пробы, он ярче продемонстрирует все имеющиеся у ребенка трудности в выполнении задания.

Критерии оценки успешности выполнения пробы:

Трудности переключения с одного элемента на другой (может инертно повторяться один из элементов);

Персеверации; - разрывы линии/отрыв руки от бумаги - плавность рисования линий;

Трудности запоминания программы: наличие зрительной опоры/сравнения с образцом при выполнении задания.

На рис. 2 приводятся примеры выполнения этого задания учащимися 1-4 классов КРО.

Данная проба позволяет исследовать зрительно-предметное восприятие, сформированность зрительных образов-представлений и узнавание объектов внешнего мира в условиях «зашумленной» предметной картинки. Узнавание предполагает вычленение существенных признаков предметов, что является уже функцией мышления (ответственны лобные отделы мозга).

Экспериментальный материал - стандартизированный рисунок со схематическим изображением контуров животных, наложенных друг на друга (см. рис).

Наложение изображений усложняет восприятие и выделение отдельных образов, и именно усложненные условия позволяют определить наличие тех или иных нарушений данного психического процесса.

Учащемуся демонстрируется картинка: «Посмотри внимательно и перечисли, что здесь нарисовано». После того как ребенок узнает и назовет какое-либо животное, следует попросить: «Покажи его: обведи фигуру по контуру».

Во время показа ребенком фигуры животного важно проследить, не соскальзывает ли он при обведении на детали других изображений. В случае если такое происходит, необходимо задать уточняющий вопрос: «А что это за часть тела у животного?»

Если учащийся делает длинную паузу, не показав все фигуры, психологу необходимо попробовать, задавая уточняющие вопросы, помочь ему продолжить выполнение задания: «Есть ли еще какое-либо животное на картинке? На кого оно похоже? Покажи его».

На экспериментальном бланке изображены следующие животные: слон, страус, летучая мышь, мышь, еж, олень, сова, тюлень. Иногда дети называют тюленя «кот», «морж», что не считается ошибкой.

Если ребенок правильно обвел животное, но не может правильно его назвать, - это не считается ошибкой восприятия. Незнание названий животных свидетельствует, скорее, о педагогической запущенности, суженное кругозора ученика.

Критерии оценки успешности выполнения задания:

Точность и дифференцированность показа/обведения фигуры (наличие- отсутствие «соскальзываний» на элементы другой фигуры);

Соответствие зрительного образа семантике заданной фигуры (опознание животного): «Кто это? На кого похожа эта фигура?»;

Плавность движений при обведении фигур;

Время выполнения/узнавания фигур;

Наличие пауз и необходимость стимуляции со стороны взрослого;

Отказы от выполнения задания.

4. Рисуночная проба «Рисунок дома»

Тест направлен на выявление сформированности пространственного восприятия и пространственных представлений/образов, а также оптико-пространственных действий.

Ребенку предлагается чистый лист бумаги А4, простой карандаш 2М и ластик. Лист он может расположить так, как ему удобно. Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, такой дом, какой тебе сейчас хочется».

Иногда дети просят цветные карандаши, что само по 20 ?> себе показатель психического здоровья. Цвет может быть использован, если рассматривать рисунок как личностную проекцию. Однако в нашем случае следует отказаться от использования цветных карандашей и тем более фломастеров, поскольку одним из диагностических признаков является характер линий рисунка.

Во время выполнения рисунка нужно отследить, какие детали дома стираются, понять, что изобразил ребенок. При необходимости следует задать уточняющие вопросы: «А это что у тебя? Что ты нарисовал здесь?»

Важный психологический момент - интерес к рисунку со стороны взрослого и одобрение результатов творчества. Если ребенок с трудом согласился выполнить задание, нужно обязательно похвалить и одобрить результаты его стараний.

Это единственная методика из всей батареи заданий, где не присутствует явный оценочный компонент, испытуемому не задан образец для подражания и сопоставления с результатами собственного выполнения. Интерес со стороны взрослого позволит поднять самооценку учащегося, отчасти компенсировать его неудачи в предыдущих пробах и стимулировать заинтересованное выполнение последующих заданий. Для экспериментатора это - дополнительная проба на возможность и быстроту формирования положительной учебной мотивации.

Еще один важный момент - возрастные различия в изображении дома. Данная проба, как никакая другая из предлагаемых в данной батарее методик, чувствительна к возрасту учащегося.

Нарушения рисунка у детей 6-8-летнего возраста обычно негрубые и их можно отнести к вариабельности возрастной нормы. Говорить о нарушениях в данном случае можно, только подтверждая выявленные признаки результатами других проб. Однако с возрастом недостаточность оптико-пространственного восприятия проявляется в рисунке все больше. У детей 10 лет и старше рисунок остается таким же примитивным, упрощенным, как у 7-летних, для него характерны пространственные ошибки при рисовании объемных фигур. В целом, если двухмерное изображение дома в 7-8 лет можно считать нормой, то в 10-11 лет такое изображение можно оценивать как «уход» ребенка от решения непосильной для него задачи.

Критерии оценки успешности выполнения задания:

Полнота/сохранность образа дома - нарушение целостности образа; наличие-отсутствие основных деталей дома;

Нарушение пропорций изображаемых частей дома, нарушение симметрии;

Вынос деталей за пределы контура, расположение деталей в случайных местах;

Наличие-отсутствие трехмерности в изображении;

Нарушения в изображении трехмерности пространства;

Богатство, полнота образа-скудность рисунка;

Наличие исправлений (стираний);

Характер линий (оценка нарушений в развитии мелкой моторики): неровная, «дрожащая» линия; очень слабая, почти невидимая линия; линия с сильным нажимом, рвущая бумагу; многократные «наведения» по одному и тому же месту.

Ниже (рис. 3) приводятся примеры рисунков детей с дефицитарностью зрительно-пространственного восприятия.

5. Определение продуктивности кратковременной зрительной памяти (на материале геометрических фигур и их сочетаний)

Определение продуктивности кратковременной памяти на графическом материале позволяет исследовать не только объем памяти, но и способность к сохранению зрительных образов и точному их воспроизведению.

Учащемуся в течение 10 секунд предъявляется бланк с изображением девяти достаточно сложных для запоминания фигур. Бланк методики приводится в Приложении (рис. 2).

Инструкция испытуемому: «Я сейчас покажу нарисованные геометрические фигуры. Посмотри внимательно на эти фигуры и постарайся их запомнить».

После того как образец убран, учащемуся предлагается на чистом листе бумаги нарисовать как можно точнее те геометрические фигуры, которые он запомнил.

Критерии оценки успешности выполнения задания:

Объем запоминания. Нормальное запоминание - не менее 5 фигур. Засчитывается точное или с незначительными нарушениями воспроизведение образцов. Воспроизведение 4 фигур можно определить как пограничное состояние, вполне возможно, что в данном случае сказываются ситуативные факторы или Рисунок дома можно рассматривать также со стороны личностных проекций его автора - это может дать психологу дополнительный материал относительно условий развития и личностных проблем учащегося (см. Романова, Потемкина, 1991).

Точность воспроизведения. В данном случае оценивается наличие нарушений в изображении составных фигур. Например, круг вписан в квадрат, но, изображая эту фигуру, ребенок рисует крут внутри квадрата без касаний линии окружности сторон квадрата. Именно эти неточности изображения мы относим к незначительным нарушениям запоминания (особенно для детей 7-8 лет), фигура в данном случае засчитывается, так как данная неточность - скорее недостаток развития мышления, а не памяти. В то же время повторение подобных ошибок - уже диагностический признак, который должен учитываться экспериментатором.

Ошибки векторно-зеркального характера. К ошибкам данного типа относятся изображения фигур с поворотом на 90° и 180°.

Замены фигур. Так, часто восьмиугольник изображается как шестиугольник, квадрат может быть изображен как прямоугольник и т.п. Фигура из трех линий, сходящихся в центре, часто изображается как стрелка:

Интерференция различных образцов. Достаточно часто дети перемещают вписанные фигуры. Так, треугольник, в экспериментальном бланке вписанный в окружность, оказывается вписанным в квадрат, квадрат попадает внутрь окружности.

Рис. 4. Примеры выполнения задания на воспроизведение геометрических фигур по памяти

6. Разрезные фигуры (картинки)

Методика позволяет исследовать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление ученика, продуктивность которого определяется сохранностью затылочных и лобных зон коры головного мозга В качестве стимульного материала используются разрезные картинки, изображающие предметы или животных (см. Приложение, рис. 3 - для первого-второго классов). Для третьих-четвертых классов можно использовать асимметрично разрезанные почтовые открытки.

Основная инструкция дается в «глухом» виде: «Сложи, пожалуйста, из этих частей предмет. Смотри внимательно, не торопись». То есть экспериментатор не называет предмет, который необходимо сложить из частей. Одна из оптико-пространственных задач, которую должен решить ребенок. - по деталям опознать предмет и. опираясь на мысленный образ, собрать картинку. Если ребенок может спонтанно решить задачу, узнав предмет и практически сразу, целенаправленно собрав части в целое, - мы можем говорить о хорошем уровне наглядно-образного мышления.

Если, узнав фигуры, ребенок тем не менее осуществляет ручной поиск, пробные сочетания частей картинки, прежде чем найдет правильное решение, то такой способ свидетельствует о наглядно-действенном мышлении и недостаточном развитии наглядно-образного мышления. Этот второй способ (и уровень мышления в целом) является нормой для 6-8 лет, однако если ребенок в 10 лет решает задачу с помощью ручного поиска - это уже свидетельство отставания в умственном развитии, за которым стоит дисфункция названных выше отделов мозга.

Говорить о нарушениях образа-представления можно при узнавании ребенком предмета, но неспособности правильно собрать его из частей картинки. Если предмет не узнан - образ-представление отсутствует. Оба эти варианта свидетельствуют о нарушениях зрительного восприятия (нарушениях деятельности затылочных отделов мозга), за исключением случаев грубой педагогической запущенности - если допустить, что ребенку данный предмет не известен.

Недоразвитие действий самоконтроля и самостоятельной оценки результатов своей деятельности также свидетельствует о нарушениях зрительных образов-представлений и о снижении пространственного анализа, недоразвитии пространственного мышления. В данном случае ребенок не видит пространственных ошибок в конечном продукте. Чтобы понять, насколько устойчиво это нарушение, следует задать контрольный уточняющий вопрос: «Посмотри внимательно, все ли ты сделал правильно?» Неумение воспользоваться подсказкой взрослого свидетельствует о выраженной дисфункции пространственного анализа и синтеза.

Если учащийся не узнает предмет, дается «открытая» инструкция-помощь: "Сложи из этих: частей слона". Называние предмета взрослым должно помочь актуализировать образ с помощью слова. Если эта подсказка не поможет, следует отказаться от дальнейших попыток и корректно, не фрустрируя ребенка, вывести его из экспериментальной ситуации: «Хорошо, давай пока отложим эту картинку и вернемся к ней как-нибудь позже. Я уверен, у тебя все получится». Невыполнение задания с помощью словесной подсказки свидетельствует о включенности в зону поражения также и височных отделов мозга.

Дополнительным индикатором особенностей мышления ребенка может послужить спонтанная речь во время решения задачи. Развернутая внешняя речь уже свидетельствует об испытываемых трудностях и является демонстрацией умственного поиска правильного решения.

Критерии оценки успешности выполнения задания:

Наличие образа-представления (опознание предмета).

Метод решения: спонтанное (в уме) решение или решение посредством ручного поиска.

Наличие пространственных нарушений в конечном результате.

Наличие-отсутствие самоконтроля и оценки правильности выполнения.

Необходимость помощи со стороны взрослого («открытая» инструкция).

Время выполнения, наличие пауз и отказов.

Если учащийся не выполняет задание, отказывается от него и демонстрирует пассивность и отсутствие заинтересованности - со стороны взрослого необходимы дополнительные усилия по выяснению причин подобной инертности (наличие интеллектуальной патологии или проблем личностного характера). Это, однако, не входит в круг обозначенной нами проблемы нарушения зрительно-пространственного восприятия.

Ниже, в таблице 1, приводится краткое описание методик и критериев успешности выполнения экспериментальных заданий.

Под знаком * в каждом пункте таблицы указаны зоны головного мозга, ответственные за осуществление данных функций.




В период апробации программы наиболее показательными в плане положительных изменений оказались методики 3, 5, 6. На наш взгляд, это вполне закономерно, так как более сложные психические функции (а пространственное мышление, память, восприятие являются более сложными процессами, чем выполнение двигательных актов) отличаются большей нейрофизиологической вариабельностью. Кора головного мозга имеет большой запас нервных клеток, способных заменить поврежденные нейроны.

При выполнении проб 3, 5, 6 увеличивались темп и точность выполнения, самостоятельная активность учащихся, появлялась самостоятельная стратегия поиска решения задачи (вместо отказа от выполнения), уменьшалось количество пространственных и семантических ошибок при идентификации (опознании) изображения, возрастала продуктивность зрительного запоминания на фоне снижения оптико-пространственных нарушений в данной пробе.

Уточним, что повторное обследование проводилось через 4-5 месяцев, так что нельзя говорить об интерференции предыдущего экспериментального опыта.

Что касается рисунка дома - здесь наблюдались позитивные изменения не только в изображении пространства, но и в плане личностного благополучия ребенка. Однако в данном случае сложнее отделить влияние развивающих упражнений программы от, например, развития этих навыков на уроках рисования. Последнее замечание касается и развития динамического праксиса.

В целом, говоря о позитивной динамике, мы отдаем себе отчет в том, что в условиях включенности ребенка в реальную жизнь нельзя не учитывать влияния естественного физиологического развития и взросления детского организма, положительного влияния школьного обучения в целом. Предлагаемая программа не претендует на ведущую роль и исключительность, она - лишь одно из звеньев в цепи усилий взрослых, ведущих ребенка к успеху, звено, способное, на наш взгляд, стать реальной помощью учителю в работе со слабоуспевающими учениками.

Статья из книги: .

Учёные - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно показали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Тренировка тонких движений пальцев рук не только окажет стимулирующее влияние на общее развитие ребенка, но будет также способствовать преодолению и профилактике нарушений речи у детей. Даже если речь ребенка развивается без особенностей, необходимо заботиться о совершенствовании у него тонких движений пальцев рук.

Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка.

Мелкая моторика - это движения, осуществляемые мелкими мышцами человеческого тела, способность выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

Навыки мелкой моторики используются для выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами) для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, завязывание узлов, игра на музыкальных инструментах и так далее инструментах и такдалее.

Освоение навыков мелкой моторики требует развития более мелких мышц, чем для крупной моторики. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость . Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий

Игра «Чем не Золушка?»

Цель : развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия : крупа (рис, гречка).

Описание: воспитатель жалуется ребенку на то, что с ним произошла маленькая неприятность, перемешались два вида крупы (рис и гречка), а перебрать ее времени не хватает. Поэтому нужна его помощь: разложить крупу по разным банкам.

Игра «Шофер»

На столе раскладываются маленькие предметы (фигурки животных, солдатики, кубики) на расстоянии 5-7 см друг от друга. Понадобится также фишка, пластмассовый или деревянный кружок. Передвигая фишку одним пальцем, нужно «объехать» все препятствия, ничего не задев. Играть попеременно разными пальцами.

Игра «Переливалки»

Детям очень нравится играть с водой, оставьте две емкости, в одну из них налейте воду. Дайте ребенку медицинскую грушу, и пусть нею переливает воду с одной емкости в другую.

А можно рисовать крупами, ребенок увлеченно будет это делать!

Упражнения на координацию движений и баланс — ключ к умению танцевать и красиво двигаться.

Хотите научиться танцевать, развить красоту и грацию движений, уверенно чувствовать себя зимой на катке? Может быть, вы играете в баскетбол или мечтаете научиться жонглировать? Так или иначе, ключевым навыком, необходимым для получения хорошего результата, является развитие координации. Далеко не всем повезло с хорошей координацией движений. Неловкость и неуклюжесть портят удовольствие от танцев и спортивных игр, да и в повседневной жизни эти качества доставляют массу неудобств. В этой статье мы приводим упражнения на координацию, которые помогут почувствовать собственное тело и научат его работать слаженно при выполнении сложных движений.

Простой тест на координацию

Встаньте на одну ногу. Другую ногу согните в колене и поднимите так высоко к груди, как сможете. Через минуту поменяйте ноги. После этого оцените себя, ответив на вопросы:

  • было ли вам легко сохранять равновесие;
  • на какой ноге было проще стоять.

Теперь повторите тест, но при этом закройте глаза. Если вы смогли удержаться на каждой ноге в течение 30 секунд, то никаких проблем с равновесием нет. В противном случае рекомендуется регулярно делать упражнения на координацию движений и повторять тест каждый месяц для отслеживания результатов. Мониторинг прогресса прекрасно поддерживает мотивацию и помогает не забросить начатое.

Что дают упражнения на координацию?

Развить координацию движений помогают в том числе и занятия йогой.

Упражнения на координацию и баланс помогают:

  • укрепить отдельные мышцы (в особенности мышцы-стабилизаторы позвоночника);
  • развить чувство равновесия;
  • улучшить ориентировку в пространстве;
  • повысить ловкость;
  • снизить вероятность спортивных травм и серьёзных ушибов;
  • воспитать чувство ритма и темпа, что незаменимо в танцах.

Программа упражнений на координацию

Далее будут приведены несложные упражнения на ловкость и координацию. Их можно выполнять отдельно или включать в программу общей тренировки тела. Их цель — научить тело двигаться вне зависимости от зрительных ощущений и реакций мозга.

Начинаем с двух ног

Поставьте ноги вместе, соедините стопы, закройте глаза и вытяните руки в стороны. Сохраняйте это положение 30 секунд. Затем поднимите руки вверх и постойте так ещё 30 секунд.

Поднимаемся на носки

Встаньте прямо, приподнимитесь на носки и откиньте голову назад. Задержитесь в этом положении на 30 секунд. Затем закройте глаза и повторите упражнение.

Наклоны в сторону, стоя на носках

Приподнимитесь на носки и отклоните корпус влево. Совершите 8-10 рывков. Сделайте в другую сторону.

Держим баланс на одной ноге

Разведите руки в стороны и поднимите одну ногу. Сохраняйте это положение 1 минуту, периодически поворачивая голову то вправо, то влево. Очень важно не фокусировать взгляд на одной точке — это значительно упрощает задачу. Поменяйте ногу и повторите. Когда это упражнение на координацию движений будет даваться вам слишком легко, усложните его. Закройте глаза или добавьте произвольные движения руками.

Поза ласточки

В позе ласточки ваш корпус должен быть параллелен полу.

Расставьте руки в сторону и отведите одну ногу назад – сделайте «ласточку». Держите эту позу 1 минуту для правой ноги и 1 для левой. Корпус должен составлять одну линию с отведенной назад ногой и быть параллелен полу. Хотите посложнее – закройте глаза.

Ловим мяч, стоя на одной ноге

Встаньте напротив стены и поднимите одну ногу. Кидайте мяч в стену и ловите его одной или двумя руками. При этом всё время смотрите на мяч.

Походка кошки

Ходьба по линии укрепляет мышцы стабилизаторы и развивает чувство баланса.

Замечательное упражнение, которое можно выполнять во время прогулок на свежем воздухе. В детстве все мы любили ходить по узким бордюрам. Пора бы вспомнить эту привычку. Мягко ступайте по узкому бордюру и старайтесь сохранять равновесие, при необходимости помогая себе движением рук, как только привыкните – идите быстрее. Также это упражнение на координацию можно выполнять и дома. Просто расстелите на полу сантиметровую ленту и двигайтесь наступая на неё.

Тренируем движения рук — учимся жонглировать

В каждую руку возьмите по теннисному мячику. Подкидывайте и ловите их, не меняя руки (правая подбросила — она же поймала). Продолжайте в течение 1 минуты. Попробуйте усложнить предыдущее упражнение. Теперь левая рука подбрасывает, а правая ловит и наоборот. Время выполнения — 1 минута. Добавьте третий мячик и попробуйте жонглировать. Это не так просто как кажется на первый взгляд, но ведь вы трудностей не боитесь?

Ловим мелкие предметы, камешки, монеты

Согните руку в локте и поднимите её так, чтобы кисть оказалась возле уха, а предплечье было параллельно полу. На локоть положите несколько монет или мелких камешков. Упругим движением разогните руку, не допуская щелчка в локтевом суставе (разгибаем руку не до конца). Попытайтесь поймать все монеты кистью. Выполните движение 5 раз на каждую руку. Новичкам лучше начинать с одного мелкого предмета. Если такое движение выполнить сложно – просто подкидывайте монету в воздух и ловите ее поочередно одной и другой рукой.

Вращаем предплечьями

Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Разведите руки в стороны параллельно полу. Одну руку согните в локте так, чтобы кисть находилась возле груди и была направлена в сторону второй руки. Начинайте вращать руки в локтевом суставе. Кисти должны описывать круги, а плечи оставаться параллельными полу. Сначала вращение выполняйте обеими руками выполняйте в одну сторону, скажем, вправо, потом влево, потом в противоположные стороны.

Как улучшить координацию движений и быстро увидеть положительные изменения? Воспользуйтесь следующими рекомендациями.

  1. Выполняйте 2-3 упражнения на координацию ежедневно. При таком режиме необходима всего одна полноценная тренировка в неделю, во время которой нужно сделать все упражнения.
  2. Добавьте активного движения в свою жизнь. Неважно, что именно вы выберите — теннис, танцы, командные спортивные игры или же игры с детьми. Старайтесь не упускать любую возможность подвигаться. Подобные занятия не только способствуют развитию координации, но и пойдут на пользу мышцам.
  3. Пробуйте новое! Если стандартные занятия надоели или вы не можете достигнуть желаемого результата, разнообразьте свои тренировки. Например, добавьте в них элементы йоги, или кикбоксинга.
  4. Стремитесь к выходу на новый уровень. Сначала выполняйте максимально простой вариант упражнения, а через каждые 5-6 занятий переходите к более сложному варианту.

Развитая координация — это качество, которое упростит занятия фитнесом, танцами, боевыми искусствами, да и просто пригодится в повседневной жизни. Также оно значительно снижает вероятность травм и серьёзных ушибов, ведь многие из них случаются как раз по причине потери равновесия. Регулярное выполнение описанных упражнений на ловкость и координацию научит мышцы работать уверенно и согласованно.

В дополнение приведу несколько примеров видео тренировок на развитие координации, баланса и ловкости.

9 ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ПАЛЬЦЕВ. Задача этих упражнений - укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, формирование способности управлять движением кисти по показу, представлению, словесной команде. 1. СКАКАЛКА Обе ладони сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх.Выполняются круговые движения большими пальцами («Крутим скакалку сначала в одну, потом в другую сторону»). Я скачу, я верчу Новую скакалку. Захочу - обскачу Галю и Наталку. Ну-ка раз, ну-ка два Посреди дорожки, Да бегом с ветерком. Да на правой ножке. Я скачу, я верчу Новую скакалку. Я скачу, я учу Галю и Наталку. Ну-ка раз, ну-ка два Учатся сестрички. За спиной день-деньской Прыгают косички! 2. ГРЕБЕШОК (рис. 2) Пальцы сцеплены в замок. Концы пальцев левой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони правой руки, прогибая ее так, что пальцы правой руки встают, как петушиный гребень (а). Затем на тыльную сторону левой руки нажимают пальцы правой - и в петушиный гребешок превращаются пальцы левой руки (б). 3. ЦАРАПКА (рис. 3) Раз - поджать подушечки пальцев и верхней части ладони, прошипев, как рассерженная кошка: «Ш-ш-ш!» (а). Два - быстро выпрямить и растопырить пальцы, промяукав, как довольная киска: «Мяу!» (б). 4. ЛЕСЕНКА (рис. 4) Ноготь большого пальца левой руки кладется на подушечку большого пальца правой руки - готовы первые две ступеньки. На боль­шой палец левой руки ложится кончик указательного правого пальца, на него - указательный левый - еще две ступеньки готовы (а). Кончики всех пальцев поочередно ложатся друг на друга, мизинцы - последние. Вот лесенка и построена (б). 5. ГОНКИ МНОГОНОЖЕК (рис. 5) Руки ставятся на край стола или парты на кончики пальцев, превращая их в пятилапых зверьков. По сигналу зверьки устремляются к противоположному краю стола, передвигая пальцами-ножками. Каждая ножка должна успевать делать шажок, но прыгать нельзя. Чья многоножка добежит скорее? 6. ГОНКИ СЛОНОВ (рис. 6) Указательный и безымянный пальцы - передние ноги слона. Большой палец и мизинец - задние ноги. Вытянутый вперед средний палец - хобот. Слон, переваливаясь, шаг за шагом ступает по столу. Подпрыгивать и касаться хоботом стола слону строго запрещается. Когда движения слона будут освоены для ведущей руки, можно выпустить на простор и второго слона - вторую руку. 7. БРАТЬЯ - ЛЕНИВЦЫ (рис. 7) Спят в избушке пятеро братьев (ладонь лежит на столе) (а). Утром проснулся брат старший, потянулся, а самому вставать лень (большой палец тянется вверх, остальные плотно лежат на столе). Разбудил братца-указку (большой палец несколько раз постукивает по указательному и ложится на стол) (б). Брат-указка проснулся, потянулся... (Вверх тянется указательный палец.) Стал будить брата-середку: «Вставай, середка, утро на дворе!». А сам - в кровать (указательный постукивает по среднему и ложится на стол) (в). Потянулся брат-середка, поглядел - и впрямь вставать пора поднимается средний палец) (г). Разбудил братца-ленивца: «Ну-ка, брат, поднимай семью!» А сам досыпать улегся (стучит по безымянному, ложится на стол). Труднее всех брату-ленивцу вставать, труднее всех потянуться (безымянный палец с усилием тянется вверх) (д). Будит он брата младшего: «Мизинчик, подними всех!» (Безымянный постукивает по мизинцу и ложится на стол.) Проснулся мизинчик, потянулся (мизинец тянется вверх) (е). Да как закричит: «Вставайте, братцы, пора за дело браться!» (В такт словам мизинец барабанит по столу.) Тут все братья и проснулись (все пальцы тянутся вверх, прогибаясь. Ладонь остается прижатой к столу) (ж). 8. ГОСТИ (русская игра) (рис. 8) Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу. - Мама, мама! (Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга) (а). - Что, что, что? (Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы) (б). - Гости едут! (Постукивают мизинцы.) - Ну и что? (Постукивают указательные.) - Здрасьте, здрасьте! (Средний и безымянный пальцы обеих рук дважды перекрещиваются то справа, то слева) (в, г). - Чмок, чмок, чмок! - гости целуются. (Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки) (д). 9. ПТИЦА И ПТЕНЦЫ - На дереве было гнездо с птенчиками (рука с сомкнутыми и слегка согнутыми пальцами). Птенцы были голодные, громко просили есть. Прилетела мама-птица и стала кормить птенцов (гнездо преобразуется: теперь ладонь раскрыта, большой палец - это птица, остальные пальцы - птенцы). Мама дала птенцам по одной гусенице (большой палец поочередно прикасается к остальным четырем по одному разу), по две букашки (двукратное прикасание большого пальца к остальным) и по три мошки (трех­кратное прикасание). Наелись птенцы и стали чистить клювы.А мама им помогала (большой палец с силой «чистит» верхние и боковые стороны остальных пальцев поочередно). Все движения повторяются с другой рукой. - А потом птенцы выросли. Осенью стали собираться в стаи и улетели на юг (взмахи скрещенными кистями рук). Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. "Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе"

Попова Людмила Алексеевна
Картотека игр на развитие чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук

Значение игр для детей среднего дошкольного возраста

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки . От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев , повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

Картотека игр на развитие чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук

1 «Бассейн»

Цель : развитие мелкой моторики , осязательных ощущений.

Материал : Роль бассейна может играть любая коробочка, банка, заполненная какой-либо крупой (манка, гречка, рис, пшено.) или песком. Также понадобятся мелкие игрушки, которые не будет видно, если их погрузить в массу бассейна.

Описание : Перед игрой важно познакомиться с теми предметами, которые вы можете туда погружать, дать каждому название. Затем, когда ребёнок закрывает глаза, ведущий погружает игрушки в разных уголках бассейна.

Задача ребёнка - нащупав предмет угадать его название. Также можно поменяться с ребёнком местами.

2 «Перекаты»

Цель : развитие движений пальцев рук , координации движений .

Описание : ребенок перекатывает карандаш между пальцами (от большого к мизинцу и обратно) поочередно каждой рукой.

3 «Обведи по трафарету»

Цель : развитие пальцев рук : большого,

указательного и среднего.

Описание : взрослый предлагает ребенку наперегонки обводить по трафаретам квадратики, кружочки и т. д. Сейчас в продаже много различных трафаретов, но их можно изготовить и самим.

4 «Рисунок на крупе»

Цель : развитие мелкой моторики , осязательных ощущений.

Описание : взрослый берет яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребенка по крупе . Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы.

5 «Рисунок пуговицами»

Цель : развитие мелкой моторики трех основных пальцев рук : большого, указательного и среднего.

Описание : взрослый подбирает пуговицы разного цвета и размера. Сначала выкладывает рисунок сам, затем просит малыша сделать то же самостоятельно. После того как ребенок научится выполнять задание без помощи, можно предложить ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы.

6 «Иголки»

Цель : развитие осязательных ощущений.

Описание : ребенок берет круглую щетку для волос и катает ее между ладонями, приговаривая :

У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник.

7 «Месим тесто»

Цель : развитие мелкой моторики , осязательных ощущений.

Описание : взрослый насыпает в кастрюлю примерно килограмм гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая :

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи

8 «Котенок кусается»

Цель : развитие чувствительности , восприятия.

Описание : бельевой прищепкой ребенок «кусает» ногтевые фаланги поочередно (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения :

Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе : «Кыш!» (Взрослый проверяет на своих пальцах , чтобы прищепка не была слишком тугой.)

9 «Прикрепи прищепки»

Цель : развитие мелкой моторики пальцев рук .

Описание : на уровне плеч ребенка натянута веревка, у него в руках бельевые прищепки. На каждый ударный слог дошкольник цепляет прищепку на веревку :

Прикреплю прищепки ловко Я на мамину веревку.

10 «Орех»

Цель : Развивать мелкую моторику рук , кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает :

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Описание : Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого

11 «Спрячь платочек»

Цель :Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности .

Описание : Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок или полиэтиленовый мешочек так, чтобы он целиком уместился в кулачке.

12 «Волшебный мешочек»

Цель : В этой игре ребёнок развивает зрительное внимание , память, свою способность узнавать предметы на ощупь.

Описание : Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребёнку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия ребёнок должен сам узнавать предметы на ощупь, не ожидая показа парной.

13 «Пуговки-застежки»

Цель : Игра развивает внимание , восприятие.

Описание : На лоскут ткани нашиты пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Застигнуть на пуговицы фигуры.

14 «Пальчиковые рисунки »

Цель : Игра развивает мелкую моторику

Описание : Дети рисуют разные предметы пальцами , опуская их в гуашь.

15 «Рваные рисунки»

Цель : Игра развивает мелкую моторику , творческое воображение и целостное восприятие.

Описание : Предложите ребенку порвать бумагу на мелкие части, а затем наклеить кусочки внутри контура предмета. Например, это будет волшебный цветок или сказочное дерево. Клеить можно несколько дней, ведь это занятие кропотливое. Наклеивать кусочки можно произвольно друг на друга. Используйте клеящий карандаш. Творение ребенка повесьте на стену - будет очень красиво.

16 «Гусли»

Цель : Обогащать тактильный опыт детей.

Описание : На картонную коробку с отверстиями в крышке натягиваются тонкие резинки. Ребёнок, перебирая пальцами , играет на «гуслях» .

17 «Выкладывание мозаики»

Цель : Учить детей хватанию щепотью, развивать внимание , речь, подражание, умение анализировать и производить несложный образец.

Описание : Педагог показывает детям доску для мозаики, обращает внимание детей на дырочки. Берёт один элемент мозаики и вместе с ребёнком рассматривают шляпку и штырёк. Показывает, как вставлять форму в отверстие дырочки. Учит брать форму щепотью. Дети выкладывают дорожки для матрёшек.

18 Пластилинография : «Мой веселый, звонкий мяч» .

Цель :Учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура. наносит на контур мяча.

Описание : Ребенок отщипывая кусочки пластилина, наносит на контур мяча.

19 «Птица»

Цель : Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами.

Описание : Ребенок обводит по трафарету птицу, затем штрихует по показу в разных направлениях.

20 «Дом»

Цель : Учить ориентироваться на плоскости.

Описание : Выложить дом пластилиновыми жгутиками по контуру.